|
Укладка стальной заготовки для дамасской сталиПодготавливая биллет к первой кузнечной сварке, я попеременно складываю слои стали 1084 и 15N20, чтобы получить нужное их число в одном биллете. Для первоначальной сварки таких слоев может насчитываться от 3 до 25. Их число специально подбирается для получения желаемого эффекта на законченном клинке. Я всегда помещаю самые толстые слои из этих двух материалов сверху и снизу биллета. Это помогает сохранить жар и уменьшить деформацию биллета, когда он достигает температуры ковки. Сталь 1084 продается с легкой прокатной окалиной, которую я не счищаю, а 15N20 — без окалины, и я использую ее в таком виде.
Во время первой сварки с биллета сходят окалина и флюс
После изначальной кузнечной сварки биллет нагревается повторно и протягивается в прямоугольный блок. Размер этой заготовки зависит от того, сколько слоев требуется вам в законченном биллете и каков должен быть его размер. Затем блок очищается от кузнечной окалины на тех поверхностях, которые будут сварены на втором этапе работы. Чтобы удвоить число слоев, блок в горячем состоянии можно разрезать и сложить вдвое во время процесса протяжки. Мне лучше удается процесс зачистки и резки, но делайте так, как вам нравится. Вторая сварка проходит так же, как и первая, а число необходимых вам слоев подскажет, нужна ли вам третья и последующие сварки. Такую кузнечную сварку можно проводить двумя различными методами, а именно: сварка с флюсом, которую называют мокрой, и сварка без флюса, которая называется сухой. Сварка мокрым способом проводится в такой последовательности: 1 Начните работу с 19-слойного биллета, который состоит из 10-ти слоев стали 1080 размером 1/4х1 1/2х6 дюймов и 9 слоев стали 15N20 размером 1/2х1 1/2x6 дюймов, уложенных попеременно, причем самый толстый материал находится сверху и снизу штабеля 2 Зажмите и заварите один конец, а затем приварите к нему рукоятку. Заварите один угол в противоположном от рукоятки конце 3 Поместите биллет в горн, предварительно нагретый до 2300 градусов, и подождите, пока биллет не станет тускло-красного цвета. В этот момент добавьте безводную буру в качестве флюса 4 Подождите, пока биллет достигнет температуры сварки, о чем будет свидетельствовать быстро булькающий флюс. Поворачивайте биллет для равномерного нагрева. 5 Сварите биллет, используя пресс или молот. Если вы пользуетесь прессом, применяйте матрицы, которые больше и шире самого биллета, чтобы сварить его за одно сжатие при использовании молота сваривайте биллет от рукоятки и дальше, чтобы избавиться от флюса 6 Удалите окалину и флюс железной щеткой. Вновь нагрейте биллет и выкуйте из него прямоугольный брусок, нагревая столько раз, сколько потребуется для получения необходимой длины и ширины 7 Дайте биллету остыть и затем счистите с него окалину. Разрежьте биллет на несколько кусков, необходимых для получения нужного числа слоев. 8 Повторите процесс сварки и протяните биллет до нужных размеров Этот процесс, возможно, придется повторить, чтобы получить нужное число слоев Для создания инертной, свободной от кислорода атмосферы кузнечную сварку можно проводить без флюса. Как правило, такая сварка получается более чистой и прочной. Свободную от кислорода атмосферу можно создать различными способами: 1 Соорудите металлический ящик, поместите в него биллет, а затем заварите ящик. Впрысните в ящик небольшое количество WD-40 либо поместите внутрь небольшой кусок горючего материала, который сожжет весь кислород, оставшийся в ящике. 2 Заварите внешние швы биллета, чтобы выдавить оттуда кислород 3 Используйте квадратный тюбинг достаточного размера, чтобы поместить туда биллет. Теперь проведите кузнечную сварку в указанной выше последовательности мокрого способа, но без флюса. После того как биллет протянут до нужных размеров, ящик или тюбинг счищается со стали. Если вам потребуется разрезать и вновь сложить биллет, для этого существуют три возможности. Его можно поместить в ящик, а швы заварить еще для одной сухой сварки либо провести сварку мокрым способом с добавлением флюса.
Несколько биллетов нагреваются до температуры сварки в горне Большой квадратный биллет слева будет сварен сухим способом (без флюса)
Желаемый визуальный эффект и узор являются факторами, определяющими число слоев законченной заготовки. Я предпочитаю дамасскую сталь с преобладанием черного цвета, поэтому делаю слои 1084 примерно в два раза толще, чем слои 15N20. Благодаря содержанию никеля, слои 15N20 сжимаются не так сильно, как слои 1084. По мере увеличения числа слоев изначальное различие между .25-дюймовыми слоями 1084 и .75-дюймовыми слоями стали 15N20 становится менее заметным. Такое изначальное различие в размерах становится настолько сбалансированным, что его эффект нравится мне при сочетании 200—300 слоев. Поэкспериментировав с различной толщиной слоев, новичок научится, как лучше достигать желаемого эффекта.
Для придания нужного размера сваренному биллету при его протяжке на пресс нужно установить остановы.
Дизайн дамасского узора клинка представляет собой фактор, который необходимо учитывать при определении числа слоев. С моей точки зрения, произвольный узор выглядит наилучшим образом, по крайней мере, при 200 слоях. Скрученные узоры не требуют такого числа слоев, так как при скрутке слои уплотняются. Для создания скрученного узора достаточно от 50 до 150 слоев. Для узора в форме лестницы или капли дождя идеально иметь 200 - 300 слоев, которые после травления создают на клинке голографический эффект. Радиальные и скрученные линииОпределение числа слоев является лишь первым этапом, и вам самим предстоит решить, насколько увеличить или уменьшить их число. Для создания специализированных дамасских узоров, таких, как радиальные и скрученные линии, требуется меньшее число слоев. С помощью кузнечной сварки также можно соединить секции заготовок и высокими или низкими слоями в один биллет, чтобы получить узор с повышенной контрастностью. Дизайн плоского ламинированного биллета создается различными способами. Произвольный узор не требует больших объяснений. Его слои остаются относительно плоскими, а их некоторая деформация обычно происходит во время ковки. Такая деформация заставляет плоские слои изгибаться и придает материалу плавный органичный вид, особенно при последующей шлифовке клинка. Скрученные узоры также говорят сами за себя. Заготовка с нужным количеством слоев выковывается в квадрат, а ее углы слегка уплотняются. Блок нагревается почти до сварочной температуры, а затем скручивается. Для создания различных эффектов такую скрутку можно сделать плавной или плотной. Центр каждого сгиба создает эффект звезды. Клинки из скрученной стали должны быть немного толще, чем из стали с другими узорами, так как более глубокая шлифовка усиливает эффект звезды, и общий вид становится более красивым.
Клинок Рика Данкерли, изготовленный из композитной заготовки (два типа дамасской стали в одном клинке). По обе стороны от сердцевины расположены два слоя дамасской стали, скрученной из 25 слоев.
Ступенчатый эффект достигается посредством прессовки или шлифовки канавок вдоль всей дамасской заготовки. Если такой узор прессуется в клинок, его толщина должна быть примерно в два раза больше толщины законченной заготовки. Канавки впрессовываются с помощью матрицы, изготовленной из круглых стержней, а остановы используются для того, чтобы обеспечить нужную толщину законченного блока. После того как канавки впрессованы в заготовку, она шлифуется до плоского состояния, и все возвышенности удаляются. Затем из блока выковывается нужная форма клинка, и на нем проступает ступенчатый узор. Если же ступенчатые дизайны шлифуются или фрезеруются на блоке, они должны заглубляться примерно на 1/3 толщины заготовки. После шлифовки этих канавок клинок выковывается до полного их выравнивания, и на нем проявляется четкий ступенчатый узор. Прессованные или шлифованные, эти ступеньки должны располагаться уступами.
Складной кинжал Рика Данкерли со спусковым устройством в виде качающегося рычага демонстрирует клинок из 280-слойной дамасской стали со ступенчатым узором и черенки из 120-слойной дамасской стали произвольного узора.
Создание узора в виде капли дождя или глаза представляет собой процесс, в основном аналогичный кузнечной сварке ступенчатого узора, за исключением того, что вместо канавок в заготовке дамасской стали прессуются или просверливаются круглые углубления. Полученный в результате узор будет выглядеть как глаза быка или капли дождя на поверхности воды. Помимо базовых дамасских узоров и технологий их изготовления, существует ряд других методов производства более продвинутых узоров. Но перед тем, как приступить к технологии более сложных узоров, изготовителю дамасской стали необходимо освоить процесс кузнечной сварки. Среди более сложных узоров следует назвать дизайн W и мозаичную дамасскую сталь. Для изготовления узора W изначальный биллет укладывается так же, как и биллет с плоскими слоями, и сваривается. Потом во время процесса протягивания биллет поворачивается на 90 градусов и выковывается в форме прямоугольного бруска с вертикальными слоями. Затем заготовку очищают от окалины, разрезают на куски и вновь складывают. По завершении второго этапа сварки слои располагаются вертикально. Затем блок снова разрезают и вновь укладывают для третьего этапа сварки. Если концы этих кусков протравить, на них появятся вертикальные слои, которые деформируются и создают форму W. Третий этап сварки деформирует эти слои еще больше и W становятся более четкими. Для создания этого узора подходит любое число слоев и любой метод их производства, включая скрутку, лестницу, капли дождя и даже аккордеон. Все это помогает в большей степени проявить узор. Следующий уровень сварки продвинутого узора — это изготовление мозаичной дамасской стали. Узоры мозаичной дамасской стали видны на концах заготовок, но точного определения того, что именно составляет мозаичную дамасскую сталь, до сих пор нет. На шоу журнала Blade в 1999 году я спрашивал некоторых лучших изготовителей дамасской стали относительно их мнения по этому вопросу, и каждый давал различные определения мозаичной дамасской стали. Поскольку четкое определение отсутствует, мы относим все узоры плоскости поперечного сечения к мозаичным.
|
|
---|
|