Сделай Сам! make-1.ru
ГЛАВНАЯ Строительство Дома Ремонт Дома Швейные Машины Автомобиль Изделия
Обработка Древесины Обработка Металла Усилители и Антенны Нож своими руками Ремонт обуви Заправить картридж принтера Модели кораблей
Строительство Бани Строительство гаража Малярные работы Ремонт сантехники Строительство бассейнов Мебель Видео

Нож своими руками

Делаем сами складной нож

Делаем сами складной нож часть 2

Делаем сами складной нож часть 3

Делаем сами складной нож часть 4

Делаем сами складной нож заключение

Изготовление повседневного ножа

Изготовление повседневного ножа

Материалы рукоятки ножа

Материалы рукоятки ножа

Формирование клинка ножа

Закалка ножа

Полировка клинка ножа

Защитное покрытие клинков ножа

Ножи Рика Данкерли

Изготовление мозаичной дамасской стали

Укладка стальной заготовки для дамасской стали

Учебный класс по изготовлению дамасской стали

Красиво украшенная дамасская сталь

Дон Фогг

Изготовление меча

Ковка длинного клинка

Придание окончательной формы мечу

Обкладка клинка меча глиной

Полировка клинка меча

Джон Льюис Йенсен

Изготовление черенков для ножа

Многослойные черенки для ножа

Пометки хорошего мастера ножовщика

Фиксация деталей при изготовлении ножа

Механический напильник при изготовлении ножа

Джо Шиласки

Изготовление томагавков

Ковка биллета

Определение положения и просверливание глаза томагавка

Подготовка томагавка к термообработке

P. Дж. Мартин

Искусство и наука шлифовки клинка ножа

Операции при шлифовке клинка ножа

Шлифовка скоса ножа модели Kwaiken

Мастерство шлифовки клинка ножа

Руки работают в унисон при шлифовке клинка ножа

Чертежи ножей, 280 вариантов


Полировка клинка ножа

Существует множество способов полировки клинка после того, как он был закален и отпущен. Наш проектный нож был обработан на гибком диске зернистостью 240, а затем отполирован вручную до зернистости 800. Затем я провел его пятиминутное травление в хлориде железа, чтобы линия отпуска проявилась. После травления на клинке остался серый цвет, так как этот процесс оставил на клинке тонкий слой оксида, защищающего его от потемнения и ржавчины.

Линия отпуска была выделена посредством его быстрой обработки вручную полировальной шкуркой ЗМ зернистостью 2000. Даже на моей лучшей фотографии трудно рассмотреть на клинке красоту и мельчайшие детали замысловатой линии отпуска.

 

Эти эргономичные толкательные стержни предназначены для полировки вручную.

 

Далее я расскажу о различных способах полировки клинка. Каждый способ придает клинку особый характерный вид. Поэкспериментируйте с различными видами полировки, чтобы выбрать для себя лучшую, когда у вас в руках окажется подходящий клинок.

Клинки, отполированные вручную

Японские мастера — изготовители мечей, выполнявшие свою работу 300 лет назад и более, не имели электрического оборудования. Они выковывали свои клинки почти до нужной формы, а затем выравнивали их с помощью sen (шабер). После термообработки и обработки клинков вручную они проводили их высококачественную полировку. Набор их абразивных материалов ограничивался камнями естественного происхождения либо изготовленными из оксидов металлов.

Когда я впервые увидел такую прекрасную полировку, то удивился тому, что она сделана вручную. Со всем своим электрическим шлифовальным и полировальным оборудованием я не мог даже близко приблизиться к такому качеству клинков мечей, обработанных вручную. В результате правильной полировки, проводимой вручную, поверхность клинка становится блестящей и ровной. Благодаря ей хорошо видны линии шлифовки и элегантные очертания формы клинка.

Отражение света от поверхности отполированного до зеркального блеска клинка может вызвать искажение линий и показать, что его поверхность не такая уж ровная и гладкая, как кажется с первого взгляда. Правильная полировка вручную считается последним этапом обработки клинка.

Перед полировкой вручную клинок полируется на ленте или диске зернистостью, по крайней мере, 320. Сначала необходимо удалить царапины, оставшиеся после машинной полировки наждаком зернистостью 320, с помощью влажной или сухой наждачной бумаги зернистостью 320-400, намотанной на эргономичный толкательный стержень На фото показаны типы толкательных стержней, которыми я пользуюсь для полировки вручную.

Первая наждачная обработка проходит вдоль клинка под утлом 90 градусов по отношению к механической полировке. При этом вы можете обнаружить некоторые неровности полировки, возникшие по вине неровной платформы или скоплений зернистости на ленте. Если их не удается быстро удалить с помощью тонкой бумаги зернистостью 320 и менее, вам придется вернуться к бумаге зернистостью 240.

Эту работу следует выполнять при хорошем освещении и пользоваться укрепленным на голове увеличительным стеклом, чтобы следить за процессом. Когда неровности удалены, вы можете снова вернуться к бумаге зернистостью 320 и продолжить работу по плану. Не имеет большого значения, какую конкретно зернистость вы используете, лишь бы изменения данной зернистости между этапами работы не были слишком значительными. Например, было бы пустой тратой времени переключиться с зернистости 120 на 320.

 

Для грубой обработки рукоятки ножа вручную пользуется наждаком на матерчатой основе зернистостью 80. Окончательная полировка поверхности рукоятки проводится с помощью полосок наждачной бумаги.

 

Когда все царапины удалены, возьмите бумагу зернистостью 600 и двигайте ей под утлом 90 градусов по отношению к движениям, выполненным на поверхности бумагой зернистостью 400. Затем возьмите бумагу зернистостью 800 и работайте под утлом 90 градусов по отношению к полировке, выполненной бумагой зернистостью 600. Возможно, вы решите на этом остановиться: это ваш нож, и вам решать. Или же вы можете пожелать продолжить свой процесс с помощью бумаги зернистостью 2000.

Последнюю обработку следует проводить вдоль клинка. Сухую или влажную наждачную бумагу более мелкой зернистости трудно купить в обычном магазине. В таком случае загляните в магазины, торгующие автомобильными красками, либо обратитесь в компании—поставщики материалов для ножовщиков.

Для полировки вручную также используются абразивные камни. Лично я пользуюсь камнями EDM, купленными в Manhattan Supply Corp. Они выпускаются с разной зернистостью. Я использую 240, 320, 400 и 600. Временами я работаю средними камнями Crystalon и тонкими индийскими верстачными камнями, чтобы выровнять поверхность больших клинков. К этим камням я приделываю рукоятки либо приклеиваю их к рукояткам эпоксидной смолой. На фото показаны два держателя для камней, сделанных из микарты.

Супертонкую полировку вручную можно выполнить следующим образом: возьмите чистый кусок кожи для ножен, достаточно удобный, чтобы держать в руке, капните на него Simichrome или аналогичной полировкой и хорошенько протрите ей клинок. По необходимости добавляйте полировальный состав, но не перестарайтесь. Он сгладит до блеска мельчайшие линии, оставшиеся после финальной абразивной обработки бумагой, и все будет смотреться восхитительно.

Использование натyральных камней

Создатели оружия каменного века впервые использовали метод удаления излишнего материала. Для этого в их распоряжении имелись лишь естественные абразивные камни, песок или грунт. Для шлифовки использовался любой тип камня, который был тверже объекта обработки, подлежащего формированию и полировке. Мне всегда казалось, что, по-видимому, существовали различные «школы» шлифовки, некоторые предпочитали круглые камни, другие — квадратные или прямоугольные.

 

Для полировки вручную используется кусок натурального песчаника.

 

Когда я писал свою статью в журнал Blade о ножевой мастерской стоимостью 50 долларов, для полировки кованого клинка я использовал части сломанных колес стародавних времен и шлифовальные камни, приводимые в движение ногой. У меня были куски двух различных камней, один немножко грубоватый, другой средней зернистости. Я определил размер их зернистости с помощью микроскопа, и по моей оценке зернистость грубого камня составляла 80, а тонкого — 150.

Камень зернистостью 80 использовался для удаления царапин, оставшихся после обработки напильником. Камень зернистостью 150 применялся для полировки, предшествующей термообработке. На фото показано, как клинок выравнивается на куске естественного наждачного камня. Эти камни необходимо смачивать водой, чтобы они не забивались.

Естественные камни с зернистостью, достаточной для почти зеркальной полировки ножа, известны под названием арканзасские камни, зернистость которых можно оценить как 600—1000. Я не люблю пользоваться арканзасскими камнями, так как они работают слишком медленно, однако они хорошо подходят для завершающей полировки клинков. Японские влажные камни существуют с такой зернистостью, которая позволяет довести клинок практически до зеркального блеска. Помимо натуральных, сейчас имеется множество искусственных влажных камней.

Быстрая полировка ножа вручную

Рабочий нож можно хорошо и достаточно быстро полностью отполировать вручную. Быстро, потому что все движения делаются вдоль клинка.

 

Двухсторонний шлифовальный станок имеет узкую основу для безопасности. Белая поверхность под шлифовальными кругами установлена только для данной фотографии, чтобы сам мотор и круги было хорошо видно.

 

Процесс быстрого трения позволяет получить хорошую, хотя и несовершенную полировку, после которой, как правило, остаются грубые линии или волнистость. Необходимо, чтобы все царапины были направлены в одном направлении по всей длине клинка. Я, например, беру поверхность, отполированную до зернистости 400, а затем дорабатываю ее с помощью полировального состава, нанесенного на кусочек кожи.

Используя влажную или сухую бумагу

Бумага используется влажной или сухой лишь потому, что во влажном состоянии бумага не засаливается и не утрачивает свою пригодность к работе. В некоторых случаях при изготовлении ножей лучше использовать влажную бумагу, в других — сухую. Влажная или сухая бумага покрыта щебнем карбида кремния, великолепно подходящего для обработки металла. Водостойкая основа бумаги прочнее, чем не водостойкая, которая применяется при обработке дерева. Использовать все типы наждачной бумаги более экономично, если покупать ее в наборе по 50 листов.

 

Заготовки накладок рукоятки ориентируются так, чтобы на законченной рукоятке их рисунок совпадал

 

Вот моя процедура подготовки наждачной бумаги для обработки клинка или рукоятки. Сложите бумагу вдоль пополам, прижмите ее зажимами к стальной пластине, и она готова для полировки плоской поверхности вручную. На фото в разделе, посвященном полировке клинка, показано, как с помощью этой операции выравнивается рикассо на проектном ноже. Если сложить бумагу вдвое, приложенная к поверхности стальной пластины абразивная сторона не позволит бумаге соскользнуть во время полировки клинка.

Сложите другой лист наждачной бумаги вдоль пополам и разрежьте по сгибу острым рабочим ножом. Еще раз сложите бумагу пополам и снова разрежьте вдоль. Теперь сложите бумагу, но не разрезайте, и этот кусок влажной или сухой бумаги будет готов к работе. Если вы складывали и разрезали бумагу правильно, то длина сложенного куска составит 11, а ширина 11/8  дюйма.

Сделайте себе шаблон для резки, как показано на иллюстрации, чтобы делать из наждачной бумаги полоски шириной 1 дюйм для ручной работы. Когда вам нужно обработать радиус на грани рукоятки ножа, эти полоски не складываются, а используются по всей ширине, как вырезаны. С тыльной стороны эти полоски необходимо уплотнить клейкой маскировочной лентой, чтобы бумага не рвалась при сильном нажиме.

 

Горчичная полировка ножа  крупным планом

 

Чтобы прилепить ленту к наждачной бумаге, поместите бумагу поверх ваших тисков наждаком вниз. Оторвите кусок ленты примерно такой же длины, как и наждачная бумага. Приклейте ленту к центру бумаги и обклеивайте ею вниз концы бумаги, следуя за мягким изгибом поверхности тисков. В результате наждачная бумага примет вид полукруга и не будет морщиться при полировке округлых поверхностей. Обрабатывая наждаком такие закругленные поверхности, нужно водить бумагой из стороны в сторону.

На фотографии показано, как закругляется задняя часть рукоятки. Такими же движениями вы полируете ботинки куском материи.

Зеркальная полировка ножа

Некоторые коллекционные ножи с зеркальной полировкой выглядят просто великолепно. Одно время такая полировка считалась оптимальной, но сегодня ручная полировка на дорогостоящих коллекционных ножах более популярна. С моей точки зрения, она также свидетельствует о высоком мастерстве изготовителя.

Моя версия зеркальной полировки начинается с обработки клинка вручную до зернистости 600—800, а затем я использую шлифовальное колесо. Ручная полировка позволяет удалить все шероховатости и сделать поверхность совершено плоской для последующей зеркальной полировки.

Будьте осторожны со шлифовальными кругами, они, по всей видимости, самые опасные инструменты в мастерской. Я использую матерчатые полировальные круги диаметром 10 дюймов на скорости 1750 оборотов в минуту. Большую скорость я считаю опасной. Последние две строчки я обрезаю, и поверхность полировального круга становится менее твердой. Бывают случаи, когда требуется именно твердая поверхность колеса, но в основном нужна более мягкая поверхность шлифовального круга. Она полезна для обработки углов, где гарда соединяется с клинком.

Вы сэкономите много времени, если отполируете поверхность гарды до ее установки. Это также снижает опасность поцарапать ее, когда она уже будет установлена на ноже. Работать с ножом на ненапряженных полировальных кругах опасно, так как они имеют плохую привычку захватывать клинки и другие части ножа.

Однажды я держал клинок складного ножа голыми руками, когда полировальный круг захватил его и отбросил на цементный пол. Ударившись об пол, клинок отскочил обратно к кругу и опять полетел на цементный пол, а, завершив свой второй полет, впился мне в палец. Рана была небольшой, и я потерял лишь пару капель крови.

После этого я сразу же постелил два слоя старого ковра на пол под полировальным кругом. Мягкий участок на полу должен ослабить полет клинка и в то же время предохранить его от порчи. При полировке небольшие клинки следует удерживать плоскогубцами ViseGrip®.

Кое-что о мерах безопасности

Я считаю, что устанавливать полировальный станок непосредственно на стол или верстак опасно. Когда полировальный круг захватывает клинок, тот летит со скоростью 75 миль в час или даже больше по направлению к поверхности верстака. Такая заостренная ракета может отскочить от верстака и, попав вновь на колесо, направиться непосредственно к мастеру.

 

Разметка хвостовика для просверливания или фрезеровки углубления для него в рукоятке.

Винтовой наконечник сверла предназначен для того, чтобы просто врезаться в поверхность накладки рукоятки

 

Устанавливайте станок на удлинении верстака размером не больше основания мотора. Идея заключается в том, чтобы между кругом и полом не было препятствий. Под полировальным кругом следует поместить какую-нибудь мягкую подстилку, чтобы клинок, падая вниз с круга, не пострадал сам или, что еще хуже, не отлетел от круга к оператору.

Несколько лет назад я учил друга, как делать ножи. В спешке он установил свой полировальный станок непосредственно на верстаке. Полировальный круг захватил гарду кинжала и отбросил его прямиком на поверхность верстака. Отскочив от верстака, кинжал снова попал в круг, который послал его прямиком в руку моего друга. Друг не получил никаких увечий, однако долго не ходил на работу и здорово потратился на лечение руки. Я знаю и более ужасные истории о несчастных случаях по вине полировального круга, но не буду их здесь рассказывать. Я лишь повторю, что, с моей точки зрения, полировальный станок самый опасный инструмент в мастерской ножовщика.

Над кругами следует установить защиту. На фото показано, как это сделал я.

Даже если никогда ничего не отскакивало от круга прямиком вам в лицо, хорошо, когда пыль и кусочки полировального состава будут лететь на пол, а не на вас.

Защита моих кругов изготовлена из 3/4-дюймовой фанеры, склеена и свинчена. Я надеюсь, что клинок ножа, обернувшись вокруг колеса, застрянет в дереве, а не во мне. Когда колесо сработается, выступ на передней части защиты можно переставить пониже. Верхняя часть защиты станка удобна для хранения полировальных составов и другой мелочи.

Сатинированная полировка

Сатинированная полировка наиболее практична для рабочего ножа. При наклоне 90 градусов на клинке можно видеть рисунок. Эта полировка немного лучше, чем обработка клинка на круге зернистостью 300—400. Вот как я выполняю свою версию сатинированной полировки. Клинок может иметь плоскую, выпуклую или заглубленную заточку. Я обрабатываю клинок на наполовину засаленной ленте зернистостью 240, либо, если вы предпочитаете, можете использовать новую ленту зернистостью 320. Сначала я проводил сатинированную полировку на гибком диске, но она никогда не получалась такой красивой, как на ленте.

Аккуратно полируйте клинок составом на основе клея number SF 300 (сатинированная полировка зернистостью 300). Этот тип состава можно приобрести в большинстве магазинов, торгующих товарами для ножовщиков. Я использую его на 10-дюймовом полировальном круге из прошитой марли при скорости 1750 оборотов в минуту. Такой круг используется исключительно для нежирных составов SF. Чтобы получить однообразный рисунок царапин, потребуется некоторая практика. На этой стадии поверхность клинка остается достаточно открытой.

Следующий этап — легкая полировка клинка с помощью среднего режущего состава. Не перестарайтесь на этой стадии. Достаточно пройтись раз или два с каждой стороны клинка. Полируйте клинок, слегка пройдясь пару раз вниз по каждой стороне таким полировочным составом, как RCH Green Chrome.

Чрезмерная полировка с помощью этого заключительного состава сотрет весь рисунок царапин сатинированной полировки. В результате получится симпатичный, немного поблескивающий клинок с сатинированной полировкой. Окончательная полировка проводится на другом 10-дюймовом круге из прошитой марли, вращающемся со скоростью 1750 оборотов в минуту. Попрактиковавшись, вы сможете делать симпатичную и не слишком блестящую сатинированную полировку.

Состав для сатинированной полировки удерживается на месте клеем на водной основе. Состав SF также называют обезжиренным, так как большинство составов SF делаются на масляной основе. Эти составы наносятся на движущийся с небольшой скоростью круг.

Я включаю, а потом выключаю свой станок и наношу состав на круг, когда его вращение замедляется. Я повторяю этот процесс несколько раз, пока вся поверхность круга не будет покрыта легким слоем состава. Если покрыть круг более толстым слоем состава, то круг будет действовать скорее как мелкозернистое шлифовальное колесо, и хорошей сатинированной полировки у вас не получится.

Круг продолжает вращаться, пока состав не затвердеет. Для этого потребуется 15 минут или более, в зависимости от влажности и температуры. Свежепокрытый и высохший круг следует выровнять, слегка пройдясь им по куску стали. Цель — слегка притупить сатинированный эффект. Выполнение данной операции потребует определенной практики. Как и многие другие элементы работы ножовщика, ее нельзя представить в формуле, которая срабатывает каждый раз.

Далее>> Защитное покрытие клинков ножа