|
Шпон для облицовывания мебелиДЕКОРАТИВНЫЙ НАБОР ШПОНА ДЛЯ ОБЛИЦОВЫВАНИЯ МЕБЕЛИ Различают строганый шпон радиальный, полурадиальный, тангенциальный и тангенциально-торцевой. Радиальный строганый шпон обычно имеет ленточную текстуру, тангенциальный — коническую, полурадиальный — смешанную ленточно-коническую текстуру, тангенциально-торцевой — дугообразную. Богатой текстурой обладает строганый шпон, изготовленный из наплывов ореха, карагача и других пород. Рассмотрим способы подбора листов строганого шпона при облицовывании крышек прямоугольных или овальных столов, журнальных столиков, тумбочек и других изделий. Набор художественного рисунка лицевой рубашки плоскости прямоугольных столов выполняют следующим образом. Берут четыре смежных листа (1, 2, 3, 4) строганого шпона из одной пачки материала. Основной лист шпона остается на своем месте. Далее листы шпона перевертывают, как показано на рисунке стрелкой. Набор строганого шпона для крышек круглых столов делают из восьми, десяти и более кусков. Чтобы набрать рисунок крышки стола из восьми листов, необходимо иметь четыре листа шпона. Сложив их вместе так, как они лежали в пачке, выкраивают из них четыре куска. Далее, развернув, как показано стрелкой, первые и третьи куски, получают рисунок полного набора рубашки для облицовывания крышки стола.
Рисунки сложного набора рубашек из строганого шпона: а — лицевой стороны крышки прямоугольного стола, б— крышки круглого стола, в — передней стенки ящика, г — дверных филенок
Последовательность набора деревянной мозаики следующая. Сначала на бумагу наносят изображение рисунка. Затем рисунок переводят на кальку. Для увеличения прозрачности кальку намазывают растительным маслом. Далее выбирают подходящий шпон для фона и на него накладывают копировальную бумагу и кальку. Так переводят рисунок на шпон. Для быстрого и точного совмещения кальки с набором при последующих ее накладываниях на кальке и фоне в стороне от рисунка наносятся отметки в виде двух-трех крестиков. Затем ножом-резаком по контуру рисунка вырезают деталь. Качество, точность вырезания детали зависят от остроты лезвия, правильности заточки режущей кромки и умения правильно держать нож.
Варианты декоративных рисунков сложного набора из строганого шпона
При нарезании узких прямых полосок по линейке нож-резак берут так же, как карандаш или кисть. При этом слегка согнутыми большим и указательным пальцами придерживают резак и делают нажим на него во время резания шпона. Вытянутый средний палец лежит вблизи самого кончика. При нарезании прямых полосок средним пальцем, касаясь плоскости шпона, контролируют и помогают сохранить движение резака по прямой линии. При вырезании деталей более сложной формы, особенно дугообразных, в работе участвуют все пять пальцев. Расположение большого, указательного и среднего пальцев такое же. Средним пальцем регулируют направление резца, безымянным и мизинцем, опираясь на шпон, создают как бы опору для руки и своеобразную ось для разворота ножа по вычерченной дуге. При вырезании деталей с упором ножа-резака в плечо положение руки и пальцев другое.
![]() Приемы работы ножом-резаком: а — положение пальцев при нарезании прямых полосок, б— положение пальцев при вырезании фигурных элементов, в — работа плечевым ножом-резаком
При вырезании деталей, особенно полосок, нож-резак необходимо держать строго вертикально по отношению к шпону с наклоном к себе. Если нож наклонить на 2—4° вправо, плоскость разреза будет слегка изогнута, при этом совмещаемую деталь, вырезанную таким же образом, можно плотно соединить с другой деталью. В этом случае необходимо постоянно сохранять один и тот же небольшой наклон ножа-резака. Вырезание с неодинаковым наклоном может привести к ухудшению качества изделия, появлению щелей между отдельными элементами набора. Необязательно прорезать шпон с первого раза, тем более если он хрупкий, волокнистый и способен разорваться. Если лист толстый и твердый, обычно повторно проводят резаком по следу, оставленному от первого неполного прорезания; окончательное вырезание происходит с третьего захода. После вырезания деталь аккуратно накалывают на кончик ножа и вынимают из шпона. Таким образом, на фоне орехового или букового шпона получается отверстие для вставки будущей детали. После этого отверстие фона кладут на нужный шпон. Для того чтобы не произошло смещения подложенного шпона, левой рукой прижимают фон, а правой рукой слегка придерживают набор. При этом кончиком ножа проводят по контуру отверстия. Для наметки фигуры достаточно один раз пройти ножом по вырезанному на фоне контуру гнезда, наклоняя ручку ножа внутрь гнезда на 3—5°. Если отметка — тонкий след ножа — просматривается с трудом, надо повернуть фон и добиться хорошего освещения и видимости этой линии. Следует помнить, что деталь вырезают ножом, направленным вертикально к плоскости резания или с небольшим наклоном (2—4°) к центру детали. Вырезанную деталь аккуратно накалывают на кончик ножа и вынимают. После этого переворачивают фон и деталь на лицевую сторону и вставляют деталь в гнездо, добиваясь точного их совпадения.
Последовательность вырезания фона и детали: 1 — вырезание гнезда на фоне, 2— вырезание детали, 3, 4 — совмещение фона и детали с закреплением клеевой лентой, 5— приклеивание сборки на основу
Смоченной клеевой лентой скрепляют (стягивают) детали набора. Ленту можно смачивать, проводя ею по кусочку поролона, который лежит в мыльнице с водой. Наложенную ленту на шов притирают специальным притирочным молотком или ручкой резака. Если набор состоит из небольших деталей, стандартную широкую клеевую ленту разрезают на две или три узкие полоски. Если на небольшой площади приходится делать много вставок из мелких деталей, ленту надо наклеивать в один слой, так как несколько слоев ленты утолщают набор и после запрессовки утолщенная часть набора трудно поддается обработке. Итак, гнездо на фоне и деталь вырезают с обратной стороны рисунка, а стягивают набор клеевой лентой по линии стыковки (шву) на лицевой стороне. Таким образом, с лицевой стороны составные мозаичные детали подходят друг к другу более плотно, чем с обратной стороны набора. Объясняется это тем, что лезвие ножа-резака имеет клиновидную форму. При прорезании шпона кончик резака проникает на глубину 1 — 1,5мм. При этом верхняя утолщенная часть ножа-резака оставляет более широкий след ножа сверху, то есть на обратной стороне, чем более тонкий кончик ножа-резака внизу, т. е. на лицевой стороне детали После соединения на лицевой стороне щели между деталями не будет, а с оборотной стороны, т. е. со стороны прорезания, она остается еще заметной. После закрепления первых деталей переходят к вырезанию других, более мелких деталей. Однако чтобы вырезать согласно рисунку деталь, необходимо снова наложить кальку на фон, совместить ее с крестиками, затем подложить копирку и перевести деталь. Таким образом вырезают несколько деталей, которые в определенной последовательности вставляют в свои гнезда. Последовательно из отдельных элементов собирают весь набор мозаичного изображения. Набранную из тонких кусочков шпона и стянутую клеевой лентой мозаику напрессовывают на прочную деревянную основу (фанеру, древесностружечную, древесноволокнистую или столярную плиту). После запрессовки обрабатывают кромки изделия. Лицевую поверхность напрессованного набора тщательно и осторожно зачищают циклей и шлифуют шкуркой, постепенно снимая клеевую ленту. Сравнивают рисунок с эскизом и при необходимости выполняют мелкую доработку набора.
Набор шашечных и ромбических узоров: а — стяжка различных по цвету полос фанеры, б— получение шахматного рисунка, в — получение ромбовидного рисунка, г, д — сложные геометрические орнаментальные наборы
Геометрические орнаменты набираются из множества деталей различных криволинейных и прямолинейных форм (окружностей, эллипсов, треугольников, квадратов, ромбов, полос и т. д.). Шашечный узор используется для игральных шахматных досок, журнальных столиков и других декоративных композиций. Для выполнения этого набора желательно иметь две породы древесины со слабо выраженной текстурой: темную — орех или красное дерево и светлую — березу или клен. Вдоль волокон нарезают девять равных по величине полосок. Основная сложность при выполнении узора — соблюдение точных размеров по ширине. Для этого на ровной основе — фанере, доске или хлорвиниловой пленке — по линейке отмечают ровную линию и в зависимости от того, какая длина полосок необходима, на отмеченной линии забивают 2—3 небольших гвоздика. Штангенциркулем или измерителем с двух концов отмечают выбранную ширину штапиков, проводят линию и забивают два гвоздика. Итак, набитые гвоздики на первой линии служат упором (ограничителем) для шпона, вторые гвоздики для упора линейки. Отрезают первую полоску и проверяют правильность заданного размера. Идентичность размеров обоих концов полоски можно проверить штангенциркулем или изгибая полоску и накладывая один ее конец на другой. Убедившись в правильности забитых гвоздиков, приступают к заготовке нужного количества полосок. Для набора шахмат из темной древесины вырезают пять полосок, а из светлой — четыре. Чередуя темные полоски со светлыми, скрепляют их гуммированной (клеевой) лентой. Подровняв торцевую линию и ориентируясь по тем же гвоздикам, режут заготовку поперек волокон Смещая полоски вверх на ширину одной полоски, их стягивают клеевой лентой. После этого отрезают лишние квадраты. Получается шашечный узор. Для окантовки (рамки) шахматной доски нарезают полоски из древесины средних тонов таким же способом (прикладывая к гвоздикам). Шашечный узор окаймляют сначала узкой белой полоской и затем окантовывают нарезанными полосками так, чтобы они выступали по обе стороны внахлест. Под углом 45° прорезают сразу обе полоски шпона. Скосы стягивают клеевой лентой. Набранный узор можно использовать для шахматной доски или врезания в крышку небольшого стола. Для набора орнамента из ромбовидных деталей наподобие шашечного узора поступают так же, как и при наборе шашечного узора, только составляющие его девять полосок режут по диагонали. Набор из ромбиков окаймляют и окантовывают, после чего вставляют в выбранное гнездо. Если набор предназначен для ящика, его окаймляют и окантовывают, а затем приклеивают на основание стенки. Инкрустация (интарсия) крышки стола, тумбочки или табурета по способу маркетри выполняется следующим образом. Рисунок, предназначенный к выполнению, предварительно разбивается на отдельные участки, для которых определяются порода, цвет, текстура и направление древесных волокон. Затем на тонкую бумагу или кальку снимается несколько копий, со всего рисунка и с отдельных его частей. Эти копии наклеивают на тонкие листы шпона требуемых пород и при помощи очень тонкой пилки и резца рисунки вырезаются по контуру. Когда все части, необходимые для общего рисунка, изготовлены, на толстую и гладкую бумагу, промазанную клеем, укладывают шпон основного фона и в проемы вставляют все вырезанные части рисунка. Наклейка набора на бумагу проводится лицевой стороной. После просушки под прессом весь набор, бумагой кверху, наклеивают на подготовленную поверхность мебели тем же способом, что и при облицовывании. Работа завершается снятием предварительно увлажненной бумаги, зачисткой и полировкой поверхности. Наибольшая точность пригонки вырезаемых из шпона отдельных элементов рисунка достигается одновременным выпиливанием как фона, так и заполняющей его вставки. Для этого куски шпона предварительно склеиваются через тонкую бумагу, а контурные пропилы делаются под косым углом к плоскости шпона. Благодаря косым пропилам вставка точно и плотно заполнит проем. Лишние куски удаляют и в результате получают шпон с цветной фигурной вставкой. Для закрепления вставки на месте контуры фуг с лицевой стороны приклеиваются узкими полосками клеевой ленты.
|
|
---|
|