|
Главные размерения модели корабляПриступая к проектированию модели корабля, определяют ее главные размерения: длину L, ширину В, осадку Т и высоту борта Н. Различают длину и ширину расчетные Lр Вр и наибольшие LнBн. Расчетную длину и ширину для модели военного корабля определяют на уровне воды между перпендикулярами по конструктивной ватерлинии (КВЛ) при соответствующей осадке и полном водоизмещении. У гражданских судов конструктивной ватерлинией является грузовая ватерлиния (ГВЛ) полностью нагруженного судна (рис. 34). Осадкой корабля или модели корабля называется величина погружения подводной части корпуса судна, измеряемая от нижней кромки киля до конструктивной или грузовой ватерлинии посредине корабля. Если осадка в носу и корме корабля одинакова, то говорят, что «корабль сидит на ровный киль». Некоторые корабли и суда проектируют и строят с осадкой в корме большей, чем в носу, тогда говорят, что «судно сидит с дифферентом на корму» (рис. 35).
Рис. 34. Главные размерения. Во втором случае за расчетную осадку принимают среднюю осадку, т. е. осадку кормы плюс осадку носом, деленные Расстояние от нижней кромки киля до верхней водонепроницаемой палубы называется высотой борта Н. Разность между высотой борта и осадкой Н—Т дает высоту надводного борта. Для каждого типа судов практикой выработаны определенные конструктивные отношения: длины к ширине судна
ширины к осадке
и высоты борта к осадке
где длина и ширина L, В расчетные — по конструктивной или грузовой ватерлинии.
Рис. 35. Судно с дифферентом на корму. Таблица 4 ОТНОШЕНИЯ ГЛАВНЫХ РАЗМЕРЕНИЙ ДЛЯ НЕКОТОРЫХ КЛАССОВ СУДОВ
Этих отношений следует придерживаться при проектировании и постройке моделей кораблей и судов. Например, желая сделать модель устойчивой на курсе, нельзя беспредельно увеличивать ее длину или уменьшать ширину. Можно только выбирать такие отношения главных размерений, которые допустимы для выбранного судна — прототипа. Этого требует и Всесоюзная классификация моделей кораблей и судов. Если упомянутыми требованиями пренебречь, то модель может быть не допущена к соревнованиям.
|
|
---|
|