Сделай Сам! make-1.ru

ГЛАВНАЯ

Строительство Дома

Ремонт Дома

Швейные Машины

Автомобиль

Изделия

Обработка Древесины

Обработка Металла

Усилители и Антенны

Нож своими руками

Ремонт обуви

Заправить картридж принтера

Модели кораблей

Строительство Бани

Строительство гаража

Малярные работы

Ремонт сантехники

Строительство бассейнов

Мебель

Видео

Сделай сам модели кораблей

Инструмент для изготовления модели корабля

Обработка древесины при изготовления модели корабля

Металлы и их обработка при изготовлении модели корабля

Приспособления при изготовлении модели корабля

Теории в построении модели корабля

Главные размерения модели корабля

Формулы при проектировании модели корабля

Теоретический чертеж построения модели корабля

Глиссирующие модели корабля

Форма обводов корпуса глиссирующей модели корабля

Модель корабля на подводных крыльях

Способы постройки корпусов моделей кораблей

Изготовление Надстроек, Рубок и других деталей для моделей кораблей

Окраска моделей Кораблей

Резиномоторы для моделей кораблей

Гиромотор для модели корабля

Электродвигатели для моделей кораблей

Двигатели внутреннего сгорания для моделей кораблей

Управление двигателем на моделях кораблей

Эксплуатация двигателей внутреннего сгорания в моделях кораблей

Рецепты топливной смеси для двигателя модели кораблей

Запуск компрессионных двигателей моделей кораблей

Увеличение мощности двигателей моделей кораблей

Редукторы для моделей кораблей

Гальванические элементы для моделей кораблей

Кислотные аккумуляторы для моделей кораблей

Щелочные аккумуляторы для моделей кораблей

Серебряно-цинковые аккумуляторы для моделей кораблей

Гребной винт — движитель модели корабля

Элементы и геометрические соотношения гребного винта модели корабля

Примерный расчет гребных винтов для модели корабля

Технология изготовления гребных винтов для модели корабля

Определение шага гребного винта для модели корабля

Подбор гребного винта к модели корабля

Рулевое устройство модели корабля

Гироскоп для стабилизации курса модели корабля

Стабилизация курса модели корабля воздействием гироскопа

Электрическое управление рулем с помощью гироскопа в модели корабля

Магнитный стабилизатор курса модели корабля

Простейшие автоматы включения и выключения электродвигателей на моделях кораблей

Управление моделью корабля на расстоянии

Схема передатчика для управления моделью корабля на расстоянии

Семикомандный приемник для модели корабля

Регулировка и запуск моделей кораблей на воде

Регулировка модели кораблей на ходу

Организация соревнований Судомоделистов

Обозначение - Рангоут т его Элементы

Обозначения – Стоячий Такелаж Рангоута

Обозначения – Прямые Паруса

Обозначение – Бегущий Такелаж Рангоута

Обозначение – Косые Паруса

МОДЕЛЬ ЯХТЫ КЛАССА «П»

МОДЕЛЬ БОЛЬШОГО МОРСКОГО ОХОТНИКА


Семикомандный приемник для модели корабля

Как видно из принципиальной схемы (рис. 183), семикомандный приемник для модели корабля содержит апериодический усилитель высокой частоты, сверхрегенеративный детекторный каскад, усилитель низкой частоты, эмиттерный повторитель и дешифратор.

Сверхрегенеративный каскад собирают на транзисторе Т2. Контур L1C6 с помощью карбонильного сердечника настраивают на частоту передатчика. Частота гашения определяется цепочкой R5C5. Фильтр R6 С10, Др2, С9 не пропускает колебания с частотой гашения в низкочастотный тракт.

В усилителе НЧ, выполненном на транзисторах Т3, Т4, сигнал усиливается и ограничивается. Эмиттерный повторитель на транзисторе Т5 — согласующий каскад между усилителем НЧ и дешифратором.

Питание приемника стабилизировано электронным стабилизатором, собранным на транзисторе Т6 и диоде Д1. Поэтому при разряде батареи питания обеспечивается постоянство уровня ограниченного низкочастотного сигнала.

 

Рис. 183. Схема радиоприемника.

Приемник имеет семиканальный дешифратор (на схеме показана одна из семи ячеек дешифратора). Каждая ячейка представляет собой частотно-избирательное электронное реле, настроенное на одну из частот: 1080, 1320, 1610, 1970, 2400, 2940, 3580 Гц.

Резистор R16 и контур L2C16 образуют Г-образный фильтр, настроенный на частоту канала. Для сигнала, частота которого совпадает с резонансной частотой контура, полное сопротивление контура увеличивается, поэтому к базе транзистора Т7 будет подведен достаточный по уровню сигнал звуковой частоты. Усиленный сигнал с обмотки реле R1 через конденсатор С17 поступает на диод Д2, выпрямляется и в виде отрицательного напряжения смещения через катушку L2 вновь поступает на базу транзистора Т7. В результате коллекторный ток транзистора резко возрастает и реле срабатывает. Таким образом, этот каскад является рефлексным. Величина сопротивления резистора R16, наряду с добротностью контура L2C16, определяет избирательные свойства и чувствительность ячейки.

Для четкой работы дешифратора с LC-контурами необходимо постоянство сигнала на его входе. Эту задачу выполняет усилитель-ограничитель.

Приемник потребляет ток при новых батареях U пит. = 9,0 В:

30 мА — при невключенном передатчике и 75 мА — при подаче команды.

Питание приемника осуществляется от двух плоских батарей 3336Л, соединенных последовательно. Допустимое напряжение питания 9В±1,5 В. Батареи «Крона» не годятся, так как у них мала электрическая емкость.

В приемнике применены реле РЭС-15 (паспорт РС4.591.002Сп).

Самодельными деталями приемной аппаратуры являются контурная катушка L1 и контурные катушки дешифратора.

Катушка L1 содержит 16 витков провода ПЭВ 0,51, намотанного виток к витку на каркасе диаметром 8 мм. Каркас должен иметь отверстие с резьбой для карбонильного или латунного подстроечного сердечника. Индуктивность катушки без сердечника—1,2 мкГн, с карбонильным сердечником — 1,75 мкГн, с латунным сердечником — 0,95 мкГн.

Для измерения малых индуктивностей используют измеритель типа Е9-4. Для изготовления катушек низкочастотных контуров дешифратора лучше применять броневые сердечники из ферритов с магнитной проницаемостью µ, равной 1000—2000 (1000НМ—2000НМ), с резьбовым подстроечным сердечником. Габариты броневых сердечников: внешний диаметр — 19 мм, высота — 16 мм. Внешние края чашек сердечника должны быть притерты друг к другу. Между кромками внутренних цилиндров чашек необходимо создать путем шлифовки наждачной шкуркой зазор порядка 0,5 мм.

ДАННЫЕ КОНТУРОВ ДЕШИФРАТОРА СЕМИКОМАНДНОГО ПРИЕМНИКА

Частота, Гц

Индуктивность, мГн

Емкость. мкФ

1080

320

0,068

1320

214

0,068

1610

144

0,068

1970

96

0,068

2400

93

0,047

2940

62

0,047

3580

42

0,047

Поскольку ферритовые сердечники имеют разброс значений действующей магнитной проницаемости, указать число витков каждой катушки можно лишь приближенно. Рекомендуется намотать на каркас до его заполнения провод ПЭВ и путем постепенного уменьшения части витков и регулировки положения подстроечного сердечника   добиться   требуемой величины индуктивности катушки. Диаметр провода при намотке катушек индуктивности для первых трех каналов — 0,08— 0,1 мм, а для остальных — 0,11—0,14 мм. Для определения индуктивности катушки можно использовать измерительный мост типа УМ-2 или Е12-4.

Для катушек дешифратора можно применить ферритовые кольцевые (тороидальные) сердечники с магнитной проницаемостью µ, равной 2000. Габариты сердечника: внешний диаметр 17 мм, внутренний диаметр 8 мм и толщина 5 мм. С помощью челнока на кольцо наматывают 600—800 витков провода ПЭВ 0,06 или 0,08. Индуктивность катушек подбирают так же, как было сказано ранее. Однако в этом случае настройку контуров лучше вести подбором емкости контура.

На рис. 184 показана конструкция катушки низкочастотного контура с регулировкой величины индуктивности. Вырез в ферритовом кольце выполняют с помощью абразивного инструмента с алмазной крошкой. Материал кожуха: латунь, алюминий, пластмасса.

Монтаж приемной аппаратуры лучше производить на двух платах, изготовленных из фольгированного гетинакса или стеклотекстолита. По окончании монтажа платы соединяют в два яруса. Выводы деталей припаивают к опорным монтажным точкам, в качестве которых применяют проволочные шпильки, запрессованные в отверстия платы.

 

Рис. 184. Конструкция катушки низкочастотного контура с регулировкой величины индуктивности : 1 — ферритовсе кольцо с вырезом; 2 — обмотка; 3 — кожух ; 4 — фланец с резьбой; 5 — ферритовый стержень (вклеен в резьбовую пробку); 6 — дно кожуха.

В месте установки шпильки фольга вырезается (кружок диаметром 5 мм). Оставшаяся фольга служит общим «корпусным» проводом и одновременно экраном.

Детали на плате следует располагать, придерживаясь, приближенно их расположения на принципиальной схеме. Габариты плат определяют исходя из имеющихся деталей. Можно применить двусторонний монтаж, т. е. часть деталей установить на одной стороне платы, а оставшиеся, особенно резисторы, с другой стороны платы.

На детали, их выводы и оголенные провода, находящиеся близко друг от друга или от корпуса, следует надеть полихлорвиниловые трубки.

На одной из плат собирают высокочастотную часть приемника, УНЧ и ограничитель, на другой — дешифратор.

На рис. 185 показан вариант монтажа приемника и одной ячейки дешифратора. Дроссель Др2 и катушку L2 селективного реле в ячейке дешифратора, намотанные на ферритовых кольцевых сердечниках, крепят к плате латунными винтами. Контурную катушку L1 укрепляют на латунном или алюминиевом угольнике. Остальные детали крепят пайкой выводов. Шесть других ячеек дешифратора монтируют на второй плате с такими же габаритами. Выходы контактов реле подсоединяют к жгуту с разъемом или с пластинкой, на которой укреплены контакты для припайки к ним соединительных проводов от исполнительных механизмов и от системы автоматики модели.

Антенный ввод к плате делают гибким и подсоединяют к антенне на модели корабля. Смонтированную аппаратуру помещают в футляр, изготовленный из любого подходящего материала, кроме стали.

 

Рис. 185. Монтаж радиоприемника на плате.

После сборки в первую очередь налаживают УНЧ, предварительно отключив его от сверхрегенеративного детектора. Через бумажный конденсатор емкостью 1 мкФ, базу транзистора Т3 подают сигнал, частота которого равна частоте одного из сигналов управления. К резистору R14 и подключают осциллограф ЭО-7 и контролируют, как происходит ограничение сигнала. Затем напряжение сигнала увеличивают до 50 мВ. Уровень сигнала на выходе эмиттерного повторителя не должен существенно изменяться. При недостаточном усилении УНЧ транзисторы Т3 и Т4 берут с большим коэффициентом усиления.

Настройку низкочастотных контуров в резонанс на заданную частоту производят изменением индуктивности катушки L2 и подбором емкости конденсатора С16. При этом измеряют коллекторный ток транзистора Т7 с помощью миллиамперметра с конечным значением шкалы 50 мА. Резистор R16 вначале берется заведомо с большим номиналом, чтобы транзистор Т7 не был в режиме насыщения.

После настройки контура сопротивление резистора R16 выбирают таким, чтобы при получении сигнала с частотой, соответствующей данному каналу, транзистор Т7 открывался полностью, и реле четко срабатывало. При поступлении сигналов других каналов и сверхрегенеративном шуме коллекторный ток транзистора Т7 не должен превышать половину тока срабатывания реле.

После настройки УНЧ и дешифратора к базе транзистора Т3 подпаивают отключенный ранее конденсатор С11. К антенному вводу подключают штыревую антенну длиной 30 см. К плюсовой обкладке конденсатора С15 и корпусу подключают высокоомные (более 1 кОм) головные телефоны, а к эмиттеру транзистора Т5 — осциллограф. В двух метрах от приемника устанавливают передатчик, у которого вместо антенны подключен ее эквивалент (резистор сопротивлением 100 — 150 Ом) с проводом длиной 10 см.

При включении питания приемника в телефонах будет прослушиваться шум, а на экране осциллографа будут наблюдаться хаотические шумовые выбросы. Подбором резистора R3 и конденсатора С17 (в пределах 12— 27 пФ) необходимо добиться максимального и устойчивого шума приемника при всех положениях подстроечного сердечника катушки L1, Далее включают передатчик, излучение которого непрерывно модулируется тоном одной из команд, и настраивают приемник на частоту передатчика. Емкость конденсатора С6 должна быть такой, чтобы настройка приемника на нужную частоту осуществлялась при среднем положении подстроечного сердечника катушки L1. Проверяют прохождение команд по всем каналам и помехоустойчивость приемной аппаратуры как при наличии, так и при отсутствии сигнала от передатчика. Для этого на расстоянии 15 см от антенны приемника устанавливают маломощный электродвигатель с искрением между коллектором и угольными щетками. Если при работе двигателя наблюдаются кратковременные срабатывания отдельных реле дешифратора, необходимо уменьшить емкость конденсатора С17 и немного уменьшить усиление выходного каскада УНЧ, включив в цепь эмиттера транзистора Т4 резистор сопротивлением 5—10 Ом. Затем приемник устанавливают на модель судна и проверяют точность его настройки на частоту передатчика. Делают это при удалении приемника на 100—200 м по прямой видимости от передатчика. При проверке применяют высокоомные головные телефоны и табло с лампочкой, которую с помощью переключателя можно подключить к любому из семи каналов. Если настройка приемника на частоту передатчика не точна, необходимо подстроить индуктивность катушки L1 вращением сердечника отверткой.

Для отвертки в корпусе приемника должно быть отверстие. В дальнейшем при эксплуатации подстройка не нужна.

Перед работой следует проверить напряжение питания. Для этого подключают к каждой батарее лампу от карманного фонаря (3,5 В; 0,28 А) — она должна ярко светиться.

Батареи нужно подключать согласно схеме, не путая полярность, иначе можно вывести приемник из строя.

Когда приемник установлен на модели, то вначале включают питание приемника, а затем питание системы автоматики, так как в момент подачи питания на приемник может произойти кратковременное срабатывание некоторых реле. Не рекомендуется для питания приемника использовать батарею бортовой сети или отвод от нее, поскольку по цепям питания могут идти помехи от искрящих электродвигателей, реле и других устройств.

Эти помехи могут вызвать ложные срабатывания реле дешифратора, что, в свою очередь, приведет к включению механизмов в то время, когда это совсем не требуется.

В цепи питания приемника должен быть установлен тумблер. Не следует включать и отключать питание во время эксплуатации с помощью токосъемов, так как это может привести к случайному перепутыванию полярности подключения источника питания. Присоединяйте батареи заранее, а не на месте запуска модели.

Перед пуском модели рекомендуется проверить при помощи головных телефонов отсутствие помех от радиостанций, которые могут работать в диапазоне 28—29 МГц. Во время этой проверки передатчик выключают. На соревнованиях и при ответственных пусках радиоуправляемой модели рекомендуется использовать батареи, не бывшие в эксплуатации. Соединять батареи следует проволочными перемычками, которые припаивают к выводам. Можно изготовить перемычки с пружинящими токосъемами.

Если на модели применяют кислотные аккумуляторы, то их после запуска модели следует вынимать из нее. Иначе пары кислоты при длительном пребывании аккумуляторов вблизи аппаратуры могут оказать вредное воздействие на приемную аппаратуру и аппаратуру автоматики.

Устанавливая приемник на модели, необходимо подложить под его основание пластинку поролона толщиной не менее 5 мм. Лучше всего крепить приемник модельной резиной (жгут из нескольких нитей резины).

Батареи питания следует упаковывать так, чтобы исключить возможность касания выводов. Для этого их нужно аккуратно завернуть в бумагу и эту упаковку обвязать. Лучше применять модельную резину или крепкие нитки. Пустоты между батареями и стенками отсека питания заполняют поролоном для того, чтобы батарея не перемещалась.

Помните. Одновременная подача двух команд не обеспечивается данным схемным решением.

В аппаратуре радиоуправления, описание которой дано выше, количество каналов может быть доведено до 10. В этом случае нужно добавить число резисторов, подключаемых кнопками в мультивибраторе, и увеличить число ячеек — селективных реле в дешифраторе приемника. Для новых каналов используют следующие поднесущие частоты: 4370, 5310, 6500 Гц.

Приемник следует изготавливать на такое число каналов, которое необходимо для управления моделью. Соединять ячейки дешифратора с помощью разъемов не следует, так как из-за возможного плохого контакта могут быть отказы в работе аппаратуры.

Приобретя опыт в изготовлении и освоении аппаратуры с последовательной передачей команд, юные корабелы без затруднений смогут изготовить аппаратуру для одновременной подачи двух команд. Это в ряде случаев позволит упростить схему релейной автоматики на модели и улучшить управление ее движением.

 

Рис. 186. Схема передатчика для передачи двух команд одновременно.

Коротко расскажем о такой аппаратуре. Приемник в этом случае схемно не меняется (см. рис. 183). Число каналов может быть увеличено до 10. Высокочастотная часть передатчика и принцип модуляции соответствуют ранее описанному. По-иному собирают шифратор. Полная схема передатчика приведена на рис. 186.

Рассмотрим, как работает шифратор. Два мультивибратора: один, собранный на транзисторах T7 и Т8, другой — на транзисторах Т9 и Т10, при нажатии одной из пяти кнопок у каждого генерируют импульсы с определенными частотами. Импульсы от верхнего мультивибратора поступают на левое плечо верхнего каскада (на рисунке) совпадения Т11, а импульсы от нижнего мультивибратора — на левое плечо нижнего каскада совпадения T13.

На правые плечи этих каскадов поступают управляющие импульсы от мультивибратора, собранного на транзисторах Т15 и Т16. Частота этих импульсов 70—100 Гц. Когда управляющий импульс отрицательный, то в правом плече каскада совпадения не проходит ток, в результате левое плечо не зашунтировано и импульсы от командного мультивибратора попадут на вход модуляторного каскада Т6. В следующий полупериод аналогично попадут на этот вход импульсы от другого командного мультивибратора через свой каскад совпадения.

В эфир будут излучаться чередующиеся с частотой управляющих импульсов пакеты двух модулированных колебаний. На приемной стороне одновременно сработают реле в двух ячейках дешифратора, настроенные на частоты, соответствующие данным командам. При настройке шифратора следует убедиться с помощью осциллографа С1-19Б в том, что длительность управляющих импульсов и пауз между ними равны.

Рис. 187. Схема блока автоматики модели, выполняющей пять команд.

Командные мультивибраторы настраивают подбором сопротивлений резисторов, включаемых последовательно с кнопками, на частоты: 1080, 1320, 1610, 1970, 2400 Гц— верхний мультивибратор; 2940, 3580, 4370, 5310, 6500 Гц — нижний.

Обязательно проверяют отсутствие колебаний мультивибраторов при отжатых кнопках. В остальном налаживание аппаратуры аналогично ранее описанному.

Мы рассмотрели вопросы, связанные с системой передачи и приема команд телеуправления моделью. Перейдем к автоматике на борту модели.

После того как приемник на модели корабля принял команду и в дешифраторе сработало реле, должен начать работу исполнительный электродвигатель. Связь реле дешифратора с потребляющими большие токи электродвигателями осуществляется через релейные блоки автоматики.

 

Рис. 188. Схема блока автоматики модели, выполняющей пять команд (вариант 2).

Блоки автоматики необходимы, так как контактные группы реле, стоящие в дешифраторе, не рассчитаны на прохождение через них токов больших величин. Расскажем о нескольких схемах автоматики для управления ходовыми и рулевыми электродвигателями.

Рассмотрим вариант автоматики на модели, выполняющей пять команд и имеющей два основных исполнительных механизма: ходовой и рулевой, в которых применяются реверсивные электродвигатели, имеющие в качестве статора постоянный магнит. Схема приведена на рис. 187.

 

Рис. 189. Конструкция самодельного дистанционного переключателя: 1—якорь; 2 — пружина; 3 — качалка; 4 — упорный винт; 5 — кронштейн; 6 — основание; 7 — катушка от реле РП-2; 8 — изоляционная стойка с контактами.

В системе автоматики задействованы контактные группы реле, стоящие в дешифраторе.

Рассмотрим работу аппаратуры на модели. При подаче команды «Лево руля» к электродвигателю рулевой машинки через контакты реле дешифратора подключается плюс батареи Б1 а при подаче команды «Право руля» — минус батареи Б2.

Так осуществляется реверс рулевой машинки. При снятии команды привод рулевой машинки остается в том положении, в котором он находился в момент    прекращения команды. Концевые включатели В1 и В2 предохраняют рулевую машинку от поломки при чрезмерно долгой подаче команды поворотом руля. Дойдя до своего крайнего положения, ползун рулевого привода размыкает соответствующий концевой выключатель, в результате чего рулевой электродвигатель выключается.

 

Рис. 190. Схема управления рулевым электродвигателем.

Управление ходовым электродвигателем осуществляется по трем каналам радиолинии. Кроме первичных реле приемника, для этой цели используются еще два реле P1 и Р2 с напряжением срабатывания не более 27 В. Нужная ходовая команда подается коротким импульсом до 0,5 с. При команде «Ход вперед» срабатывает реле Р1 и, само блокируясь через контакты Р 1/1 подключается плюс бортсети через контактную группу P 1/2 к ходовому электродвигателю. При подаче команды «Стоп» нормально замкнутые контакты реле дешифратора P 6/1 размыкаются и прерывают цепь самоблокировки реле Р1 Оно отключится, и подача тока к ходовому электродвигателю прекратится. При команде «Ход назад» срабатывает реле Р2 и, самоблокируясь через контакты Р 2/1 подключает через контакты Р2/2 и Р 2/3 к ходовому электродвигателю напряжение бортсети в полярности, противоположной той, которая подключалась к нему при ходе вперед. Если перед этим в рабочем состоянии находилось реле Р1, то оно выключится, так как от его обмотки отключится минус бортсети.

При подаче команд «Стоп» или «Ход вперед» реле Р2 обесточивается путем снятия плюса бортсети с контактов самоблокировки P 2/1. Такая система автоматики, несмотря на простоту, оперативна, поскольку для подачи ходовых команд нужно небольшое время 0,3—0,5 с, а все свое внимание спортсмен-оператор может сосредоточить на подаче команд по каналам управления рулем при ходе модели вперед или назад. Одна из простых систем бортовой автоматики показана на схеме (рис. 188).

Особенность ее в том, что реле P1 и Р2 — самодельные. Это двухпозиционные реле с механической блокировкой. Реле   изготавливают на основе двух реле РП-2. Конструкция этого дистанционного переключателя показана на рис. 189.

В системе автоматики задействованы контакты реле дешифратора приемника. Команды управления ходовым электродвигателем подаются короткими импульсами. При маломощном электродвигателе могут быть применены реле типа РПС-20. Это поляризованное двухобмоточное реле с механической блокировкой.

 

Рис. 191. Схема управления самоцентрирующейся рулевой машинкой.

Применение РПС-20 существенно упрощает схемы автоматики.

Схема управления электродвигателем рулевой машинки может быть изменена, как показано на рис. 190. В этом случае для питания электродвигателя используется одна батарея Б1. В дешифраторе должны быть реле, имеющие контактные группы, работающие на переключение.

На рис. 191 приведена схема управления рулевым электродвигателем, которая обеспечивает возврат рулевого механизма в исходное (нулевое) положение после прекращения подачи рулевой команды. Следует иметь в виду, что при повороте рулевого механизма влево от нулевого положения, замкнутся контакты В4, а при повороте его вправо от нулевого положения замкнутся контакты В3.

Для управления электродвигателем подруливающего устройства может быть рекомендована схема на рис. 192.

Для этого используют три канала. При управлении по двум каналам реле РПС-20 нужно заменить на РЭС-9, тогда работа двигателя подруливающего устройства будет происходить только в течение времени подачи команды.

 

Рис. 192. Схема управления подруливающим устройством.

На рис. 193 приведен вариант схемы управления двумя ходовыми реверсивными с двумя последовательными обмотками возбуждения электродвигателями МУ-50, МУ-30 модели, предназначенной для прохождения фигурного курса. Каждая из пяти команд, которыми управляются ходовые электродвигатели, может быть подана в любой последовательности, независимо от того, какая команда передавалась перед этим.

Рис 193. Схема управления ходовыми электродвигателями радиоуправляемой модели корабля для прохождения фигурного курса.

Особенность схемы в том, что после прекращения команды на разворот (работа ходовых винтов враздрай) двигатели работают в соответствии с ранее поданной командой. Если на модели имеются подруливающие устройства и нет необходимости в работе ходовых винтов враздрай, то из схемы исключаются реле P1 и Р2, а также диоды Д1 Д2, Д3, Д4. Два канала, по которым подавались команды на разворот, используют для управления подруливающими устройствами.

 

Рис. 194. Схема селекторного блока.

Все системы автоматики, рассмотренные ранее, предназначены для спортивных моделей кораблей. Однако не следует придавать забвению модели для демонстрационных целей. Они выполняют много команд, не связанных с движением модели. Усложнять радиоаппаратуру для управления многокомандной моделью практически не нужно. Следует лишь выделить один канал, по которому будете посылать (с помощью телефонного номеронабирателя) серии импульсов с разным числом импульсов в каждой серии.

На модели   устанавливают   селекторный блок, схема которого приведена на рис. 194.

 

Рис. 195. Шаговый искатель ШИ-11.

В блоке применен шаговый искатель ШИ-11 (рис. 195).

Селекторный блок с одноканальным входом работает так, что после подачи серии командных импульсов тока на его вход автоматически в нужную ламель контактного поля шагового искателя посылается импульс тока для исполнения команды. Потом блок приходит в исходное состояние. Селекторный блок управляется по шестому каналу радиолинии. Исполнительную цепь выбирает шаговый искатель. На его вход от первичного реле приемника поступают импульсы тока. Ток в обмотку электромагнита   шагового искателя подается через контакты Р 1/1. Щетка 1 занимает нужную ламель. При первом импульсе конденсатор С1 зарядится через диод Д2. Одновременно срабатывает реле Р2 и через его контакты P 2/1 и диод Д3, минуя обмотку реле Р3, зарядится конденсатор С2.

В интервалах между командными импульсами реле Р2 остается в рабочем положении, но после конца передачи серии импульсов конденсатор С1 разрядится через обмотку реле Р2 и оно выключится.

Сразу же через обмотку реле Р3 и резистор R\ станет разряжаться конденсатор С2. Реле Р3 импульсно сработает и к остановившейся щетке ШИ-11 кратковременно (на 1 с) подключится напряжение бортсети (27 В). Так будет подан сигнал для «срабатывания» автоматики исполнительных элементов.

Затем происходит возврат системы в исходное состояние. Для этой цели в момент выдачи импульса «исполнение» реле Р4, сработав, подготавливает цепь включения реле Р5, оно включится при размыкании контактов реле Р3. В результате через нормально замкнутые контакты реле P1 подается напряжение на обмотку электромагнита ШИ-11.

Теперь контакты самохода (КС) включат реле P1, которое прервет подачу тока в обмотку электромагнита ШИ-11. Якорь ШИ-11, вернувшись в исходное состояние, разомкнет КС, обмотка реле P1 снова обесточится, и цикл начнет повторяться до тех пор, пока щетка IV не сойдет с широкой ламели. У шагового искателя ШИ-11 необходимо удалить II и III ламельные поля и скользящие по ним щетки, а также заменить плоскую возвратную пружину на спиральную. Тогда на работу шагового искателя не будет существенно влиять снижение напряжения у аккумуляторной батареи, питающей электрическую бортовую сеть модели.

Если интервалы в серии командных импульсов велики, то нужна большая емкость конденсатора С1, которая определяется при. регулировке. Реле P2 и Р3 должны быть чувствительными — типа РП-4 или от приемника РУМ-1.

Мы рассмотрели только небольшую часть схемных решений, в какой-то степени типовых. Обычно юные корабелы творчески подходят к созданию аппаратуры, исходя из задач при изготовлении модели и из наличия тех или иных электродвигателей и элементов автоматики. Ознакомившись с основами радиоуправления моделями кораблей, вы, юные корабелы, убедились, что это не такое уж недоступное дело.