|
Резиномоторы для моделей кораблейДвигатели для моделей кораблей подразделяются на тепловые, электрические и механические. Самые доступные для самостоятельного изготовления — резиномоторы, пружинные двигатели и гиромоторы. К ним можно отнести и тепловой водореактивный пульсирующий двигатель, который чаще всего ставится на маленькие модели — игрушки. Работа двигателя необходима для действия движителя, например гребного винта модели корабля. Режим работы двигателя и движителя согласуют с помощью редуктора, передающего посредством шестеренок или червячных колес вращение вала двигателя на гребной вал. Иногда можно обойтись без редуктора.
Рис. 81. Изготовление резинового двигателя: А — укладка резины; Б, В — обматывание липкой лентой ушка; Г — готовый резиномотор РЕЗИНОМОТОРЗакрученный пучок резиновых лент или нитей (жгут) обеспечивает запас механической энергии, достаточный для пробега небольшой моделью нескольких десятков метров. Жгут делают с двумя ушками, одно из которых служит для крепления к корпусу модели, а второе для соединения с гребным валом модели (рис. 81, А—Г). Резиномотор делается из специальной резины в виде лент с сечением 1X4; 2X2 мм или круглой диаметром 1 мм. Хорошие сорта резины допускают растяжение в 8—9 раз по сравнению с первоначальной длиной. При этом остаточная деформация (необратимое удлинение) будет не более 10—15%. Мощность и продолжительность работы резиномотора зависит от сорта резины, длины и толщины резинового пучка.
Рис. 82. А — заводка резинового двигателя дрелью; Б — самодельная ручка. Технология изготовления резиномотора несложная. В доску на расстояний, равном длине жгута, вбивают два гвоздя и на них, не натягивая, наматывают резиновую нить или ленту. При этом необходимо следить, чтобы она не закручивалась и не провисала. Не снимая с гвоздя, каждый конец резины завязывают морским прямым узлом, а излишек отрезают. Затем места, где нужно сделать ушки жгута, обматывают (оклетневывают) в растянутом состоянии толстой ниткой, изоляционной лентой или узкими полосочками, нарезанными из ленты лейкопластыря. Оклетневанный участок жгута складывают вдвое, снова огибают вокруг гвоздя и обматывают шейку ушка. Размеры ушка должны быть минимальными. Чем больше будет закручен жгут, тем сильнее мотор и тем дальше уплывет модель. Однако чрезмерное закручивание может привести к обрыву нитей. Чтобы этого не случилось, нужно знать, на сколько оборотов следует закручивать жгут резиномотора. Это можно примерно рассчитать по формуле, которой пользуются моделисты: где п — число оборотов свободного конца жгута; 4,15 — постоянный коэффициент; L — длина жгута резиномотора в см; S — общее поперечное сечение резины (всех нитей) в см2. Число оборотов (п в зависимости от величин S и L) можно определить по таблице 6. Поперечное сечение одной резиновой ленты 2X2 или 1X4 мм равно S = 0,04 см2, а круглой резины диаметром в 1мм S = 0,008 см2. Если сорт резины не известен, а также не известно, как долго и в каких условиях она хранилась, и если нужно точно определить предельное число оборотов закрутки резиномотора (особенно перед ответственными соревнованиями), то можно пожертвовать одним жгутом — закрутить его до разрыва, за помнить полученное число оборотов при разрыве, уменьшить это число на 8—10% и полученный результат считать предельным для закрутки резиномотора. Таблица 6
Если резиномотор находится долго в закрученном состоянии (особенно на солнце), то в результате деформации резины он теряет свои качества, и модель не пройдет положенного ей расстояния. Поэтому его надо заводить перед самым запуском модели. Полезно жгут предварительно подержать в воде.
Рис. 83. Соединение резиновых двигателей: А — схема для увеличения длины мотора; Б — схема для увеличения числа оборотов; В — схема для увеличения мощности. Закручивать резиномотор можно дрелью с вставленным в ее патрон металлическим крючком или с помощью самодельной заводной ручки (рис. 82), предварительно растянув его в 2—3 раза. Перед закруткой жгут нужно смазать глицерином или касторовым маслом. Как предварительное растяжение, так и смазывание резиномотора маслом увеличивают число оборотов при раскручивании. Глицерин и масло размягчают резину, поэтому после окончания запусков модели двигатель необходимо промыть в теплой воде с мылом, протереть сухой тряпкой, пересыпать тальком и положить на хранение в стеклянную банку из темного стекла с притертой пробкой. Чем длиннее жгут резиномотора, тем дальше пройдет модель. Если длина модели недостаточна для установки жгута необходимой длины, то можно поставить два последовательных резиномотора, соединив их через шестеренчатый редуктор с соотношением передачи 1:1 (рис. 83, А). Время работы резиномотора можно увеличить, если использовать более мощный жгут с редуктором на увеличение числа оборотов (рис. 83, В). При недостаточной мощности одного резиномотора их ставят параллельно, например два, соединяя между собой шестеренками одинакового диаметра (рис. 83, В).
|
|
---|
|