|
Микропроцессорная система двигателя ВАЗМикропроцессорная система двигателя устанавливается на части выпускаемых автомобилей ВАЗ. Она предназначена для управления зажиганием (моментом и энергией искрообразования) и электромагнитным клапаном экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ) карбюратора. Система не требует каких-либо регулировок и обслуживания в эксплуатации. Система состоит из контроллера 10 (рис. 9-15) со встроенным полупроводниковым датчиком давления, двухканального коммутатора 4, катушек 2-и 3 зажигания, свечей 1 и выключателя 6 зажигания, датчика 13 начала отсчета, датчика 12 угловых импульсов, датчика 11 температуры охлаждающей жидкости, концевого выключателя 8 положения -дроссельной заслонки карбюратора и электромагнитного клапана 9 ЭПХХ карбюратора.
Рис. 9-15. Схема микропроцессорной системы управления двигателем: 1 — свечи зажигания; 2 — катушка зажигания 2 и 3 цилиндров; 3 — катушка зажигания 1 и 4 цилиндров: 4 — коммутатор; 5 - колодка диагностики; 6 — выключатель зажигания; 7 — монтажный блок; 8 — концевой выключатель карбюратора; 9 — электромагнитный клапан ЭПХХ карбюратора; 10 — контроллер; 11 - датчик температуры; 12 - датчик угловых импульсов; 13 — датчик начала отсчета
Управление зажиганием осуществляется по оптимальным характеристикам в зависимости от: — частоты вращения коленчатого вала двигателя; — давления во впускном трубопроводе; — температуры охлаждающей жидкости; — положения дроссельной заслонки карбюратора.
Управление электромагнитным клапаном ЭПХХ карбюратора осуществляется в зависимости от: — частоты вращения коленчатого вала двигателя; — положения дроссельной заслонки карбюратора. Контроллер типа «Электроника МС 2713-02» представляет собой специализированную микроЭВМ. Он выполняет следующие функции: — по сигналам датчиков измеряет частоту вращения коленчатого вала двигателя, давление во впускном трубопроводе, температуру охлаждающей жидкости и определяет положение дроссельной заслонки (закрыта или открыта) карбюратора; — на основе информации, полученной от датчиков, выбирает из запоминающего устройства оптимальные углы опережения зажигания и соответствующее состояние (закрытое или открытое) электромагнитного клапана ЭПХХ карбюратора; — производит интерполяцию (расчет промежуточных значений углов опережения зажигания) и вырабатывает управляющие сигналы «Выбор каналов» (ВК) и «Момент (сигнал) зажигания» (СЗ) для работы двухканального коммутатора, а также выдает сигнал управления на электромагнитный клапан ЭПХХ карбюратора; — выдает для диагностических целей сформированные сигналы датчика начала отсчета (НО), датчика угловых импульсов (УИ) и дублирует сигнал момента зажигания (СЗ). Сигнал «Момент зажигания», или СЗ (I, на рис. 9-16, а), имеет угловую длительность импульсов 120±2° по коленчатому валу. Момент искрообразования определяется срезом импульса (переходом с высокого уровня на низкий). Таблица 9-4. Назначение штекеров в разъеме контроллера МС 2713-02
Сигнал «Выбор канала», или ВК (II, на рис. 9-16, а), имеет угловую длительность импульсов 180° по коленчатому валу. Момент искрообразования соответствует в I и IV цилиндрах переходу с низкого уровня сигнала на высокий, а во II и III цилиндрах — с высокого уровня на низкий. Сигнал «Начало отсчета», или НО (III, на рис. 9-16, а), генерируется один раз за оборот коленчатого вала. Переход с низкого уровня на высокий соответствует положению поршней I и IV цилиндров в ВМТ. Сигнал «Угловой импульс», или УИ (IV, на рис. 9-16, а), генерируется 128 раз (по числу зубьев на ободе маховика) за один оборот коленчатого вала. Поэтому период сигнала УИ равен 2, 8° по коленчатому валу. Все выходы контроллера выполнены в виде «открытого коллектора» транзистора структуры n-p-n с нагрузочной способностью не более 10 мА. Назначение штекеров в разъеме контроллера дано в табл. 9-4. Коммутатор - двухканальный, типа 42. 3734. По управляющим импульсам (СЗ и ВК) контроллера он производит: - поочередное включение каналов и, следовательно, катушек зажигания; - формирование импульсов тока в течение времени tн (рис. 9-16, b) накопления в первичных обмотках катушек зажигания; - амплитуда импульсов тока I— (см. осциллограмму V на рис. 9-16, b) равна 8-10 А, а время to накопления в диапазоне частоты вращения коленчатого вала от 750 до 4500 мин1 и при напряжении питания 14 В должно быть 9—4 мс. Амплитуда импульсов напряжения U— (см. осциллограмму VII) на выходных транзисторах коммутатора в момент прерывания первичного тока (I—) составляет 350—400 В. Назначение выводных штекеров в штепсельном разъеме коммутатора дано в табл. 9-5. Таблица 9-5. Назначение штекеров в разъеме коммутатора 42. 3734
Катушка зажигания - высокой энергии, типа 29. 3705, с двумя высоковольтными выводами, с разомкнутым магнитопроводом, спрессованная в пластмассу. Для бесконтактного распределения высокого напряжения применяются две катушки зажигания. Одна из них генерирует высоковольтные импульсы на свечи зажигания I и IV цилиндров, а другая - на свечи зажигания II и III цилиндров, причем искровой разряд происходит одновременно на двух свечах зажигания (I и IV или II и III цилиндров). Поэтому за время рабочего цикла (2 оборота коленчатого вала) в каждом цилиндре происходит 2 искровых разряда. Один (рабочий) происходит в конце такта сжатия, а второй (холостой) приходится на конец выпуска отработавших газов.
Рис. 9-16. Осциллограммы импульсов напряжений и токов, действующих на выходах контроллера (а), коммутатора (Ь) и во вторичной цепи катушки зажигания (с): 1— сигнал «Момент зажигания»; II— сигнал «Выбор канала»; III- сигнал «Начало отсчета»; IV— сигнал «Угловые импульсы»; V— импульсы тока на выходе 1-го канала; VI— импульсы тока на выходе 2-го канала; VII— импульсы напряжения на выходе 1-го канала; VIII — импульсы напряжения на выходе 2-го канала; IX — импульсы напряжения; X— импульсы тока; А— ВМТ поршней 1-го и 4-го цилиндров; В — момент зажигания в 1-м и 4-м цилиндрах; С - момент зажигания во 2 и 3 цилиндрах; О — угол опережения зажигания
Осциллограммы импульсов напряжения и тока разряда во вторичной цепи катушки зажигания показаны на рис. 9-16, с. Датчики синхронизации (начала отсчета и управляющих импульсов) - индуктивные, типа 14. 3847. Предназначены для синхронизации работы контроллера с верхней мертвой точкой поршней I и IV цилиндров (датчик НО) и угловым положением коленчатого вала двигателя (датчик УИ) через каждые 1, 4° по коленчатому валу, т. е. 2, 8°: 2 по коленчатому валу.
Рис. 9-17. Осциллограммы импульсов датчика начала отсчета (!) и угловых импульсов (II)
Датчик НО установлен на картере сцепления так, что он генерирует импульс напряжения в момент прохождения в его магнитном поле маркерного штифта, запрессованного в маховик. И этот момент соответствует положению ВМТ поршней I и IV цилиндров. Датчик УИ генерирует угловые импульсы при прохождении в его магнитном поле зубьев обода маховика (число зубьев Z = 128). Установочные зазоры датчиков должны находиться в пределах 0, 3-1, 2мм. Осциллограммы импульсов, генерируемых датчиками НО и УИ, показаны на рис. 9-17. Амплитуда импульсов напряжения составляет от 0, 2 до 100 В в диапазоне частот вращения коленчатого вала от 25 до 6000 мин-1. Период импульсов датчика НО равен 360° по коленчатому валу, а датчика УИ — 360°: 128 = 2,8° по коленчатому валу. Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя - типа 19. 3828, линейный, полупроводниковый. Падение напряжения на выводах датчика, при питании его постоянным током 1, 5 мА, численно равно (в милливольтах) температуре охлаждающей жидкости в °К, умноженной на десять. Uдт= 10×ТК[мВ] Пример. Допустим, температура охлаждающей жидкости равна 0°С (273°К), тогда: Uдт = 10 × 273 = 2 730 мВ = 2,73 В Выключатель и свечи зажигания и высоковольтные провода такие же, как на автомобилях с бесконтактной системой зажигания. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. При включенном зажигании не отсоединяйте от контроллера штепсельный разъем, так как при этом на отдельных элементах его схемы может возникнуть повышенное напряжение и он будет поврежден. Следите за надежностью соединения с массой контроллера через винты крепления.
|
|
---|
|