Сделай Сам! make-1.ru
ГЛАВНАЯ Строительство Дома Ремонт Дома Швейные Машины Автомобиль Изделия
Обработка Древесины Обработка Металла Усилители и Антенны Нож своими руками Ремонт обуви Заправить картридж принтера Модели кораблей
Строительство Бани Строительство гаража Малярные работы Ремонт сантехники Строительство бассейнов Мебель Видео

Нож своими руками

Делаем сами складной нож

Делаем сами складной нож часть 2

Делаем сами складной нож часть 3

Делаем сами складной нож часть 4

Делаем сами складной нож заключение

Изготовление повседневного ножа

Изготовление повседневного ножа

Материалы рукоятки ножа

Материалы рукоятки ножа

Формирование клинка ножа

Закалка ножа

Полировка клинка ножа

Защитное покрытие клинков ножа

Ножи Рика Данкерли

Изготовление мозаичной дамасской стали

Укладка стальной заготовки для дамасской стали

Учебный класс по изготовлению дамасской стали

Красиво украшенная дамасская сталь

Дон Фогг

Изготовление меча

Ковка длинного клинка

Придание окончательной формы мечу

Обкладка клинка меча глиной

Полировка клинка меча

Джон Льюис Йенсен

Изготовление черенков для ножа

Многослойные черенки для ножа

Пометки хорошего мастера ножовщика

Фиксация деталей при изготовлении ножа

Механический напильник при изготовлении ножа

Джо Шиласки

Изготовление томагавков

Ковка биллета

Определение положения и просверливание глаза томагавка

Подготовка томагавка к термообработке

P. Дж. Мартин

Искусство и наука шлифовки клинка ножа

Операции при шлифовке клинка ножа

Шлифовка скоса ножа модели Kwaiken

Мастерство шлифовки клинка ножа

Руки работают в унисон при шлифовке клинка ножа

Чертежи ножей, 280 вариантов

Loading

Мастерство шлифовки клинка ножа

Если вы думаете, что шлифовка требует большого мастерства, то вы правы. Это именно так. Всю жизнь, по мере совершенствования ваших навыков, вы можете находить подходящие для вас методы. Но чтобы изначально пойти по правильному пути, вам необходимо усвоить два непреложных правила.

Первое — это соотношение позиций левой и правой рук. По аналогии хорошим примером могут послужить детские качели. Представьте себе приподнятую одним концом доску этих качелей. Заготовка клинка представляет собой именно такую доску. Ваша левая рука удерживает эту доску за один конец, а правая — за другой.

 

Поскольку грань ножа модели Kwaiken слегка изогнута, когда шлифовка приближается к острию, рукоятку ножа необходимо приподнимать, чтобы сохранять контакт между скосом и лентой.

 

Участок соприкосновения между клинком и абразивной лентой представляет собой опору этих качелей. Теперь, если при шлифовке ваша левая рука находится впереди правой (как если бы вы поворачивали вправо на велосипеде), вы можете сделать проход детали на ленте справа налево. Таким образом делаются все проходы на правой стороне детали. Если вы шлифуете другую сторону заготовки, все делается наоборот, правая рука находится впереди левой, и клинок передвигается слева направо.

 

Первичный скос клинка единообразный и заканчивается прямо на грани ножа.

 

Второе соотношение определяется контактом заготовки с колесом в вертикальном направлении. Шлифуя грань детали вверх, вы ведете ее к намеченной цели — начертанной линии или противоположной грани детали, как в случае с заточкой Kwaiken в форме стамески. Вы должны следить за этой целью на протяжении всей шлифовки. Но вы также ведете свою шлифовку и к другой цели, которой является линия шлифовки. Вы не можете видеть ее непосредственно во время шлифовки, так как она постоянно находится с другой стороны клинка. Как я уже говорил, единственный способ проверить ваш прогресс в отношении цели — это осмотреть клинок после сделанного вами прохода.

Итак, вы должны следить за толщиной грани во время шлифовки и проверять высоту шлифовки после каждого прохода. Желаемый результат, естественно, — добиться нужной толщины грани, когда ваша линия шлифовки достигнет нужной высоты и будет выглядеть соответствующим образом. Набравшись опыта, вы сможете чувствовать ход работы и знать, как изменилась линия вашей заточки при каждом проходе еще перед тем, как осмотрите ее.

 

Требуется еще несколько заключительных проходов, чтобы довести грань до «нулевой» толщины в районе спуска.

 

Мой подход к данному аспекту шлифовки исключительно прагматический. Я начинаю прижимать грань ножа к ленте и просто снимаю припуск с ножа при первых нескольких проходах. Меня заботит только получение окончательной толщины грани, а моя цель — получить красивую единообразную (но толстую) грань.

Теперь я могу делать последующие проходы, прикладывая вращающийся момент к плоскости детали, поворачивая заднюю часть ножа на ленте, чтобы линия шлифовки поднималась вверх на плоскости. Как видно на соответствующей фотографии, вот что мне удалось сделать со шлифовкой плоскости клинка в форме стамески. Линия шлифовки поднимается вверх к начертанной линии, а грань все еще остается толстой.

Теперь пришло время перейти к плоскому наждаку 6х48 и использовать новую ленту ЗМ 977 зернистостью 60. На моем станке есть переключатель направления работы, и я могу включить ленту в любом направлении.

Чтобы сделать правостороннюю заточку в форме стамески, мне нужно, чтобы лента двигалась по направлению к грани ножа, прочь от меня. И опять же с помощью круглого бруска я заравниваю край ленты и устанавливаю ее дорожку так, чтобы край ленты на 1/4 дюйма свисал с упора.

На этом этапе я делаю несколько проходов, чтобы зачистить царапины, оставшиеся после заглубленной шлифовки, и создать новую плоскую поверхность. При этом я оказываю довольно большое давление большим пальцем, а также правой и левой руками.

Настораживающая плоская шлифовка клинка ножа

Для мастера плоская заточка более трудная, чем заглубленная. Ленту поддерживает стальной упор, который не пружинит, подобно оправленному резиной шкиву. Поэтому при выполнении плоской шлифовки вам труднее полагаться на свои чувства. Кроме этого, участок соприкосновения между клинком и лентой больше, что приводит к гораздо меньшему нажиму на ленту при том же нажиме на деталь (давление = сила/ площадь).

 

Обратите внимание на то, как автор удерживает конец клинка средним пальцем левой руки, не позволяя ему вырваться из-под пальцев на движущейся ленте.

После трех-четырех легких проходов на ленте зернистостью 240 царапины от ленты 120 удалены, и клинок приобретает симпатичный вид.

 

Увеличение контактной площади означает, что для получения того же давления нужно приложить большую силу. Поэтому на этой стадии шлифовки следите за тем, чтобы сохранить нужную толщину грани и добиться гладкой и плавной поверхностной заточки, приближающейся к начертанной вами линии.

На соответствующей фотографии видно, как обрабатывается участок спуска на сглаженном крае ленты. Шлифовка участка спуска трудна даже для опытных мастеров. Если ваши первые результаты будут хуже моих, не беспокойтесь. Просто продолжайте практиковаться. После трех-четырех проходов я создал нужную для последующей термообработки геометрию. Толщина грани составляет примерно .02 дюйма, и линия шлифовки выглядит хорошо. Форма острия будет доработана после термообработки.

 

Автор делает вторичную шлифовку вдоль спины клинка. Для этого он использует 10-дюймовое колесо и удерживает спинку клинка под углом 45 градусов к нему, стараясь проводить шлифовку на той части ленты, которая находится ниже центра колеса

 

После термообработки наступило время для повторной шлифовки клинка Kwaiken. С этого момента я должен помнить, что заготовка прошла термообработку и отпуск и ее легко испортить, если перегреть. Хотя я провожу шлифовку голыми руками, я стараюсь держать их подальше от грани ножа, где начинает скапливаться тепло. Я заставляю себя окунать клинок в воду после каждого шлифовального прохода.

Повторную шлифовку клинка я провожу на новой ленте ЗМ 967 зернистостью 120. Это хорошая лента для шлифовки на плоском упоре, так как ЗМ снимает припуск в участке стыка, делая шлифовку более гладкой. Стараясь шлифовать ровно, я делаю грань исключительно тонкой. Сейчас линия шлифовки доходит до финальной высоты. Единственный способ освоить нулевую шлифовку - это практика!

Единственный совет: имейте терпение и свежую ленту. При плоской шлифовке ленты быстро изнашиваются. Поскольку поверхность плоская, острая абразивная зернистость менее плотно соприкасается с обрабатываемой деталью, плюс к тому, теперь вы обрабатываете закаленную сталь, что в комбинации с ударным эффектом, возникающим при прохождении стыка ленты по твердому упору, означает, что лента работает в напряженном режиме.

 

Стоя рядом со шлифовальным станком и наклонив лицо близко к ленте, автор прикладывает острие ножа к ленте, приподнимая рукоятку достаточно высоко, чтобы основная шлифовка происходила на грани

 

Поэтому планируйте сжечь на этом этапе несколько лент, особенно если ваша грань все еще осталась толстой. Для этого финального процесса я использую совершенно новую ленту, которая улучшает качество плоской шлифовки.

Взглянув на фото законченного Kwaiken, вы заметите, что грань ножа прямая несколько первых дюймов перед участком спуска, а затем плавно поднимается вверх. Поскольку грань Kwaiken несколько изогнута, рукоятку ножа следует немного приподнимать, когда шлифовка идет к острию, чтобы скос постоянно контактировал с лентой.

 

Изготовленный автором нож Kwaiken демонстрирует красивую грань острия, которая грациозно встречается с первичной режущей гранью

 

Шлифуя участок острия, вы заметите, что материал стал удаляться быстрее. Контактный участок сокращается примерно до ширины 1 дюйм по сравнению с участком 2 дюйма, расположенным непосредственно перед линией спуска.

Обычно мне требуется еще несколько проходов, чтобы довести грань до нулевой толщины в участке спуска. Это весьма сложный этап шлифовки. Если вы не дойдете до конца, у вас получится уродливый, не заточенный участок клинка. Если же шлифовать слишком далеко и под неправильным углом, у вас получится расхождение непосредственно перед участком спуска, портящее эстетический вид ножа.

Ощущение стали клинка ножа

Вам необходимо остро чувствовать все происходящее между лентой и деталью, чтобы избежать появления маленьких, плоских, неровных или граненых участков. Поэтому, доводя эту часть грани до нулевой толщины, работайте осторожно. После завершения работы первичный скос однообразный и сходит непосредственно на грань ножа.

Теперь несколько минут я заравниваю обе стороны детали на ленте зернистостью 120. На соответствующей фотографии показано, как я прижимаю заднюю часть клинка средним пальцем левой руки, чтобы движущаяся лента не вырвала его из моих рук.

 

Нож Р. Дж. Мартина Manta Ray имеет клинок двойной заглубленной заточки (заглубленная шлифовка с обеих сторон).

 

Если вас интересует, как я поместил клинок в такую позицию на ленте, то я сдвигал его с конца наждака, удерживая острие указательным и большим пальцами правой руки. Поместив левую руку на место, я расслабляю левое запястье, уменьшаю давление пальцев, позволяю ленте вытащить клинок из моей правой руки, и тогда он попадает на плоский упор. Затем я вновь помещаю правую руку в нужную мне позицию так, чтобы можно было оказывать ровное и легкое давление на деталь. Для снятия детали с ленты процесс повторяется в обратном порядке. Это гораздо сложнее объяснить, чем сделать!

 

Нарисовав очертания ножа на точно отшлифованной стали, автор использует закругленную сторону шлифовальной ленты, выступающей за край колеса, для создания заглублений для пальцев и контурных участков рукоятки.

 

Теперь я перехожу на новую ленту ЗМ 967 зернистостью 240, повторяю шлифовку обеих сторон заготовки клинка, а затем вновь шлифую первичный скос, делая проходы немножко под другим углом, чтобы видеть царапины, оставленные лентой 120. После трех-четырех легких проходов эти царапины исчезают, и клинок приобретает симпатичный вид. На этом работа на наждаке 6х48 заканчивается.

Теперь на 10-дюймовом колесе я создаю рельеф или вторичную шлифовку сверху или по спине ножа, удерживая его спинку под углом 45 градусов к колесу и стараясь проводить шлифовку на той части колеса, которая находится ниже его центра. Грубую шлифовку я провожу на ленте зернистостью 60, а затем дорабатываю ее на острой ленте зернистостью 120. Такой рельеф получается эстетичным и практичным. Он удаляет достаточно ненужного веса клинка и улучшает его проникающую способность.

Придание формы острию клинку ножа

Поскольку на моем ноже модели Kwaiken я хочу сделать выпуклое острие (для прочности), я ослабляю напряжение ленты и прижимаю острие клинка к движущейся ленте. Для этой операции нужна лента ЗМ 707Е, так как она обладает достаточным запасом гибкости. Зернистость 120 используется для грубой обработки, а 220 — для доведения. Я включаю станок на небольшую скорость. Стоя рядом со станком и наклонив лицо поближе к ленте, я прикладываю острие к абразиву и приподнимаю рукоятку немного вверх, чтобы шлифовка охватывала главным образом грань.

 

 

Поскольку автор правша, ему проще сделать красивую линию заточки с левой стороны клинка, а когда он готов приступить к другой стороне, он уже имеет изгиб заточки.

 

Острием следует водить вперед-назад, а если я нажму слишком сильно, лента отпрыгнет в сторону, и могут возникнуть неприятности. К сожалению, я не знаю более простого способа сделать это. Возможно, такой метод существует, но я всегда делал эту работу именно таким образом и получал хорошие результаты.

 

Когда шлифовка приближается к намеченным линиям, остаточная толщина клинка равномерна.

 

Вам следует внимательно следить за всем происходящим, соответственно регулируя угол и нажим. Окончательным результатом (надеюсь) должна стать нулевая толщина грани вдоль всего острия, грациозно соединяющаяся с первичной гранью. И вот перед вами законченный продукт!

Выполните двойную заглубленную шлифовку

Теперь, когда мы разобрались с плоской шлифовкой, настало время перейти к клинку с двойной заглубленной шлифовкой (заглубленная шлифовка с обеих сторон). Мой нож модели Manta Ray изготовлен именно таким образом.

Как вы заметили, это небольшой нож со сравнительно прямой гранью, что значительно упрощает его шлифовку. Однако верхняя грань послужит проверкой ваших способностей, так как она узкая. Это значит, что вы не сможете ощущать ее также хорошо, как и первичную шлифовку. Кроме этого, форма рукоятки заставит вас потрудиться над совершенствованием ваших профилирующих способностей.

Профилирование заготовки клинка ножа Manta Ray

Я провел разметку очертаний ножа на точно отшлифованной заготовке стали СРМ S30V шириной

1 1/4, а толщиной .20 дюйма. Порядок разметки такой же, как в случае с ножом Kwaiken. В этом случае я в большей степени использую заровненную и свисающую с одного края колеса ленту, так как мне нужно сделать заглубления для пальцев и доработать контуры нижней части рукоятки ножа.

С помощью легкого касания и постоянного передвижения заготовки, чтобы избежать выдалбливания, я могу сделать хороший гладкий радиус.

 

Во время грубой шлифовки пальцы правой руки автора плотно удерживают заготовку на упоре.

Автор проверяет центровку грани на клинке и соответствие ее толщины.

 

Я черчу на обеих сторонах заготовки верхнюю линию шлифовки, отойдя на .80 дюйма от грани заготовки. Я также наношу две линии, обозначающие место расположения и толщину грани сверху и снизу заготовки клинка. Поскольку толщина детали .20 дюйма, я прочерчиваю каждую линию, отступив на .09 дюйма от каждой стороны заготовки так, чтобы исходные линии грани отстояли друг от друга на .02 дюйма. Я закончу грубую шлифовку, не доходя до этих линий и оставив грань толщиной примерно .025 дюйма перед термообработкой.

Первая стадия шлифовки скосов состоит в заглублении грани заготовки вдоль первичной и верхней граней с обеих ее сторон. Для этого требуется лишь изношенная лента зернистостью 60. Под углом 45 градусов я удаляю примерено .08 дюйма материала, стараясь остановиться непосредственно перед начерченными линиями грани!

Этот этап позволит мне продлить жизнь новой ленты зернистостью 60, когда я буду проводить грубую шлифовку. Сталь S30V сложнее обрабатывать на лентах, чем сталь А2, использованную для изготовления Kwaiken, и нет резона понапрасну тратить абразив новой ленты, которая еще пригодится для более серьезной работы.

Теперь установим новую ленту ЗМ 967 зернистостью 60 и приступим к шлифовке первичных скосов. При шлифовке клинка с двойной заглубленной заточкой мне нравится начинать с обработки левой стороны клинка, потому что я правша. Мне проще шлифовать эту сторону, так как моя правая рука умнее левой.

Мне проще сделать красивую линию шлифовки с этой стороны, а к тому времени, когда я перейду к шлифовке правого скоса, у меня уже будет изгиб шлифовки, и дело пойдет легче.

Я выполняю заглубленную шлифовку на упоре, хотя практически никогда им не пользуюсь для поддержки спинки клинка. В случае с Manta Ray небольшой выступ сверху рукоятки будет создавать проблемы, если упрется в упор для детали. По мере того как я буду приближаться к острию клинка, выступ уйдет за край упора и изменит форму контакта скоса с колесом. Это может отрицательно сказаться на линии шлифовки!

Я использую сам упор и поддерживающую его планку, чтобы упереться в них пальцами, как правило, 3-м, 4-м и мизинцем, той руки, которая удерживает клинок. Таким образом, указательный и большой пальцы остаются свободными, чтобы удерживать деталь.

Вторая рука, как правило, удерживает рукоятку ножа и перемещает клинок в разные стороны во время шлифовального прохода. Большие пальцы рук прижимают заготовку к ленте.

Далее>> Руки работают в унисон при шлифовке клинка ножа