Сделай Сам! make-1.ru
ГЛАВНАЯ Строительство Дома Ремонт Дома Швейные Машины Автомобиль Изделия
Обработка Древесины Обработка Металла Усилители и Антенны Нож своими руками Ремонт обуви Заправить картридж принтера Модели кораблей
Строительство Бани Строительство гаража Малярные работы Ремонт сантехники Строительство бассейнов Мебель Видео

Нож своими руками

Делаем сами складной нож

Делаем сами складной нож часть 2

Делаем сами складной нож часть 3

Делаем сами складной нож часть 4

Делаем сами складной нож заключение

Изготовление повседневного ножа

Изготовление повседневного ножа

Материалы рукоятки ножа

Материалы рукоятки ножа

Формирование клинка ножа

Закалка ножа

Полировка клинка ножа

Защитное покрытие клинков ножа

Ножи Рика Данкерли

Изготовление мозаичной дамасской стали

Укладка стальной заготовки для дамасской стали

Учебный класс по изготовлению дамасской стали

Красиво украшенная дамасская сталь

Дон Фогг

Изготовление меча

Ковка длинного клинка

Придание окончательной формы мечу

Обкладка клинка меча глиной

Полировка клинка меча

Джон Льюис Йенсен

Изготовление черенков для ножа

Многослойные черенки для ножа

Пометки хорошего мастера ножовщика

Фиксация деталей при изготовлении ножа

Механический напильник при изготовлении ножа

Джо Шиласки

Изготовление томагавков

Ковка биллета

Определение положения и просверливание глаза томагавка

Подготовка томагавка к термообработке

P. Дж. Мартин

Искусство и наука шлифовки клинка ножа

Операции при шлифовке клинка ножа

Шлифовка скоса ножа модели Kwaiken

Мастерство шлифовки клинка ножа

Руки работают в унисон при шлифовке клинка ножа

Чертежи ножей, 280 вариантов

загрузка...
Loading

Подготовка томагавка к термообработке

Наконец головка томагавка приняла нужную форму, и настало время провести ее термообработку.

 

Если пропорции, углы и вес головки правильные, она будет балансировать на своей 1/8-дюймовой режущей грани.

 

Термообработка — это сердце стали, а в данном случае томагавка. Неправильная термообработка может разрушить лучшую сталь.

Для подготовки головки к термообработке ее прежде всего следует очистить от всех следов работы наждаком и напильником. После такой очистки головка готова к термообработке.

Нагрев масла

Сначала разогреваю масло для закалки. Поскольку в данном случае я закаливаю только одну головку томагавка, я буду использовать мой небольшой резервуар для закалки, помещенный на огнеупорный кирпич. Как показано на соответствующей фотографии, я разогреваю масло для закалки с помощью горелки до 145 градусов по Фаренгейту. Когда по

показаниям термометра масло достигает нужной температуры, я начинаю разогревать сам клинок томагавка.

Процесс термообработки

Я начинаю разогревать клинок от его самой толстой части к режущей грани. При этом поворачиваю головку томагавка в разные стороны, чтобы нагрев равномерно распределился по всем секциям, которые необходимо закалить. Наконец, когда клинок достигнет критической температуры, головка томагавка помещается в разогретое масло для закалки. Я делал это столько лет, что узнаю температуру стали по цвету. При выполнении этой операции помещение следует затемнить, чтобы лучше видеть цвета стали, когда вы ее нагреваете.

Некоторые используют для этой цели магнит. Если магнит еще притягивает сталь, значит, вы не достигли температуры закалки. Как только магнит перестанет притягиваться к равномерно нагретой стали, пришло время ее закалки.

 

Автор нагревает клинок от самой толстой его части к режущей грани.

 

Я повторяю процесс нагревания и закалки три раза, позволяя клинку полностью остыть в масле.

Следующим этапом я провожу термообработку дымовой воронки тем же методом, что и клинок.

 

После того как головка томагавка остыла в масле для закалки, автору нравится наблюдать за красивой, однообразной, равномерно окрашенной в серый цвет секцией закаленной стали

 

Секция глаза не будет подвергаться термообработке и останется намного мягче, чем обух и клинок. Глаз представляет собой участок, который будет воспринимать на себя главный шок, когда томагавк будет использоваться для рубки дерева или для метания.

Когда головка томагавка остынет в масле для закалки, мне нравится наблюдать за красивой, однообразной, равномерно окрашенной в серый цвет секцией закаленной стали. Это верный признак того, что головка прошла хорошую термообработку. Данная серая секция довольно хрупкая, и ее следует отпустить.

Такая термообработка называется выборочной. Существует много методов проведения выборочной термообработки. Используемый мною метод определяется стилем самого томагавка. Например, томагавк для метания требует иной термообработки, чем трубчатый томагавк или топорик.

Чистка окалины

Теперь я удаляю окалину, оставшуюся после процесса термообработки. Удалить этот исключительно тонкий слой окалины довольно легко. Для этого я обычно использую наждачную бумагу зернистостью 320, но, как правило, окалину можно просто стереть.

После зачистки головки я ее слегка полирую и подготавливаю для отпуска.

Отпущенная головка

Обычно процесс отпуска я провожу в совершенно новой цифровой плите своей жены. Сначала я нагреваю плиту до 200 градусов по Фаренгейту и оставляю сталь в разогретой печи примерно на полчаса, а потом повышаю температуру.

Первый отпуск клинка проводится при температуре 450 градусов, для чего головка остается в печи два часа при данной температуре. Потом головка остывает при комнатной температуре.

 

Чтобы сделать головку томагавка красивой и блестящей, автор использует наждачную бумагу зернистостью 320 для удаления окалины, оставшейся после процесса термообработки.

 

Теперь я помещаю головку топора в морозильник и оставляю ее там на ночь. На следующее утро я достаю головку из морозильника и жду, пока она достигнет комнатной температуры.

Я повторяю данный процесс еще два раза, но во второй и третий раз разогреваю плиту до температуры 480 градусов. Я использую тот же двухчасовой цикл и снова даю головке остыть до комнатной температуры перед тем, как убрать ее в морозильник.

После последнего цикла отпуска головка должна иметь красивый единообразный цвет голубой пружинной стали. Процесс термообработки, похоже, хорошо срабатывает на сталях, использованных для создания данного конкретного томагавка, и мы получаем твердую, но легко затачиваемую режущую грань.

Выполнение дизайна рукоятки

После того как головка рукоятки прошла термообработку, я устанавливаю на ней рукоятку и определяю ее окончательную форму. Затем снимаю головку и начинаю обрабатывать рукоятку шабером, напильником и наждаком, чтобы удалить с нее все следы механической обработки. После обработки наждачной бумагой зернистостью 400 рукоятка готова к нанесению декоративной резьбы.

 

После последнего цикла отпуска головка имеет красивый и единообразный цвет голубой пружинной стали

 

Я наношу на рукоятку дизайн будущей резьбы. Судя по описаниям, рукоятка оригинального томагавка 1793 года имела флористский дизайн, но мне больше нравится украшение из завитков.

По всей длине конусной рукоятки я наношу равномерно расположенные, одноразмерные круги. Эти круги составляют основу дизайна. Нанеся карандашом все необходимые круги, я соединяю их и начинаю рисовать дизайн завитков.

Затем этот дизайн переносится на противоположную сторону рукоятки по возможности максимально симметрично. После того как рисунок закончен, я начинаю его вырезать.

Вырезание завитков на рукоятке

Для вырезания рисунка на дереве я использую компрессионный карандашный шлифовальный станок марки Foredom. Большинству людей больше знаком шлифовальный станок Foredom с гибким приводом, работающий от электричества, которым часто пользуются ювелиры. Но это не то, чем я пользуюсь для вырезания узора. Я работаю только на приводимых в движение воздухом карандашных шлифовальных станках обычно со скоростью 100, 60 и 30 тысяч оборотов в минуту. У каждой скорости есть свое предназначение. Работающие на сжатом воздухе инструменты остаются холодными целый день, а их шланг более гибкий, чем у другого аналогичного оборудования, и мне гораздо проще работать с компрессионными карандашными шлифовальными станками.

Узор вырезается с помощью 1/16-дюймового бура с круглой головкой. Такие буры выпускаются различных размеров и форм. В основном я использую твердосплавные буры, так как они работают гораздо дольше, чем другие буры из высокоуглеродистой стали. Для зачистки я также использую алмазные буры.

 

Автор выковывал дамасскую дымовую задвижку для томагавка

 

Когда резьба закончена, я обрабатываю рукоятку наждачной бумагой зернистостью 400, чтобы удалить все остатки материала и подготовить дерево к окраске. Я всегда провожу наждачную обработку вдоль слоев дерева. Затем, смахнув всю древесную пыль, наношу первый слой морилки и оставляю рукоятку сохнуть на ночь.

 

Автор рисует одинаково расположенные одноразмерные круги по всей длине конусной рукоятки Эти окружности станут основой флористского дизайна или рисунка завитков

 

Затем снова обрабатываю рукоятку наждачной бумагой, чтобы удалить все волокна, поднятые морилкой. Я повторяю этот процесс еще два раза. Покрыв рукоятку морилкой в последний раз, обрабатываю ее наждачной бумагой зернистостью 600, а затем стальной стружкой 000, чтобы придать рукоятке немного блеска. Затем я наношу датское масло марки Watco и жду по крайней мере шесть часов перед тем, как снова обработать рукоятку стальной стружкой 000 для получения красивой ручной полировки.

Дымовая задвижка

Дымовая задвижка вставляется в дымовой проход в передней части рукоятки и удаляется, когда дымовое отверстие необходимо прочистить.

Традиционно дымовые задвижки изготовлялись из дерева или оленьего рога, но для этого топора я выковал соответствующую стилю головки томагавка дымовую задвижку из дамасской стали. Для этого я выковал дамасский круглый биллет диаметром 1/2 дюйма и длиной 2 1/2 дюйма. Затем напильником я придал ему форму 3/8-дюймового шарика с 1 1/4-дюймовым конусным наконечником. Напильником жея сделал на наконечнике винтовую нарезку, которая снижает возможность потери дымовой задвижки.

Травление кислотой

Травление головки томагавка и дымовой задвижки кислотой необходимо для того, чтобы проявить, улучшить и акцентировать дамасский узор.

 

Автор вырезает завитки на рукоятке

 

Перед тем как приступить к травлению головки томагавка, я шлифую и сравниваю выпуклую шлифовку режущей грани томагавка, стараясь не перегреть сталь и не испортить тем самым результаты термообработки. Перегрев стали снизит твердость режущей грани.

Я полирую головку, удаляя все царапины и следы механической обработки и отпуска. Головка должна быть полностью очищенной и отполированной. Любые незначительные следы напильника или наждачной бумаги проявятся при травлении. Такие царапины, так же, как и следы механической обработки, проявляются поверх дамасского узора, и чем больше вы их травите, тем глубже они становятся. После того как головка хорошо отполирована, ее следует очистить от остатков полировальной пасты и любой грязи.

Для этого я использую соляную кислоту. Работая с любой кислотой, вам следует проявлять большую осторожность и принимать все меры безопасности во избежание инцидентов. Наденьте защитные очки, маску и резиновые перчатки на случай, если на вас брызнет кислота. При работе с кислотой помещение должно хорошо вентилироваться.

Кислота может негативно среагировать на контакт с металлообразующим водородом, что под воздействием воздуха приводит к взрыву. Перед тем как приступить к работе с любым типом кислоты, советую вам внимательно прочитать инструкцию и принять необходимые меры предосторожности.

Я аккуратно погружаю чистую головку томагавка в кислоту и оставляю ее там на две минуты.

Потом извлекаю головку из кислоты и погружаю ее в раствор для нейтрализации кислоты. Этот раствор представляет собой чистую воду, перенасыщенную гидрокарбонатом натрия. Когда кислота нейтрализуется, я просушиваю головку наждачной бумагой зернистостью 1200. Используя наждачный блок, я слегка протираю головку, а затем четыре раза повторяю процесс ее погружения в кислоту и последующую нейтрализацию.

 

Чтобы появился дамасский узор, головка томагавка протравливается в кислоте.

 

Я полностью полирую головку и начинаю все снова, пока не достигну глубины, необходимой для проявления дамасского узора. Как правило, процесс травления занимает примерно два часа. Теперь пришло время фиксировать заранее приготовленные и убранные в надежное место две серебряные накладки в форме бриллиантов. Эти накладки крепятся к головке топора заклепками. Затем эти заклепки сравниваются с поверхностью накладок наждаком, чтобы их не было видно.

Следующим и последним этапом перед синением головки станет заточка режущей грани на ленточном шлифовальном станке с использованием бумаги зернистостью 9 микрон для создания острой режущей грани.

Горячее синение

На этом этапе головка томагавка готова к синению. Перед тем как приступить к горячему синению, важно, чтобы вы понимали весь процесс в целом и то, с какими опасными материалами вам предстоит работать.

Если вы хотите получить блестящую полировку, то, перед тем как поместить головку и дымовую задвижку в раствор для синения, их необходимо тщательно отполировать. Чем лучше эта полировка, тем красивее будет синение. Проверьте, чтобы все детали были очищены от полировальной пасты, масла и даже отпечатков пальцев. Для очистки стали не пользуйтесь керосином, разбавителем, бензином или спиртом, так как такие жидкости могут оставлять остаточные следы, загрязняющие поверхность металла.

 

 

Головка топора прошла горячее синение.

 

Когда головка и дымовая задвижка очищены, я нагреваю жидкость для синения. Для горячего синения я использую раствор Brownells Inc. Oxynate № 7. Раствор нагревается до 192 градусов. Температура проверяется по двум термометрам. Когда раствор достиг нужной температуры, я помещаю головку томагавка в раствор для синения на 15—20 минут.

Температура раствора должна оставаться на уровне 192 градусов в течение всех 15—20 минут. Для поддержания температуры вам может понадобиться добавить в раствор немного дистиллированной воды,

добавляйте осторожно. Если воду просто влить, вы увидите, как гора Святой Елены вновь проснулась. Чтобы добавлять воду в данный раствор небольшими порциями, как можно ровнее и нежнее, я использую половник.

Спустя 15—20 минут, я извлекаю головку из раствора и тут же погружаю ее в холодную воду, протирая мягкой щеткой, чтобы удалить со стали остатки раствора.

Если сталь не приобрела красивый и ровный голубой цвет, я помещаю головку обратно в раствор для повторной обработки.

Следующим этапом я протираю насухо все детали и помещаю их в масляную ванну так, чтобы масло полностью покрывало все части. Я оставляю головку томагавка в масле примерно на 30 минут.

Окончательная сборка томагавка

Окончательная сборка томагавка занимает всего лишь несколько минут. В данном конкретном

случае я фиксирую головку на рукоятке с помощью небольшого деревянного клина. Сначала вставляю рукоятку в глаз томагавка. Она уже плотно сидит там, но для лучшей фиксации я вбиваю молотком небольшой деревянный клин в то место, где заканчивается рукоятка, немного раздвигая рукоятку в глазу.

И наконец дымовая заглушка ввинчивается на свое место, и томагавк готов.

Я снимаю шляпу перед мастером, который изготовил такой томагавк в 1793 году. Хотя его больше нет с нами, память о нем останется в его работах. Ковка и создание какого-либо изделия из сырого материала приносят огромное личное удовлетворение, а когда такая работа переживает поколения, она становится частью истории и нашего наследия.