Сделай Сам! make-1.ru
ГЛАВНАЯ Строительство Дома Ремонт Дома Швейные Машины Автомобиль Изделия
Обработка Древесины Обработка Металла Усилители и Антенны Нож своими руками Ремонт обуви Заправить картридж принтера Модели кораблей
Строительство Бани Строительство гаража Малярные работы Ремонт сантехники Строительство бассейнов Мебель Видео

Нож своими руками

Делаем сами складной нож

Делаем сами складной нож часть 2

Делаем сами складной нож часть 3

Делаем сами складной нож часть 4

Делаем сами складной нож заключение

Изготовление повседневного ножа

Изготовление повседневного ножа

Материалы рукоятки ножа

Материалы рукоятки ножа

Формирование клинка ножа

Закалка ножа

Полировка клинка ножа

Защитное покрытие клинков ножа

Ножи Рика Данкерли

Изготовление мозаичной дамасской стали

Укладка стальной заготовки для дамасской стали

Учебный класс по изготовлению дамасской стали

Красиво украшенная дамасская сталь

Дон Фогг

Изготовление меча

Ковка длинного клинка

Придание окончательной формы мечу

Обкладка клинка меча глиной

Полировка клинка меча

Джон Льюис Йенсен

Изготовление черенков для ножа

Многослойные черенки для ножа

Пометки хорошего мастера ножовщика

Фиксация деталей при изготовлении ножа

Механический напильник при изготовлении ножа

Джо Шиласки

Изготовление томагавков

Ковка биллета

Определение положения и просверливание глаза томагавка

Подготовка томагавка к термообработке

P. Дж. Мартин

Искусство и наука шлифовки клинка ножа

Операции при шлифовке клинка ножа

Шлифовка скоса ножа модели Kwaiken

Мастерство шлифовки клинка ножа

Руки работают в унисон при шлифовке клинка ножа

Чертежи ножей, 280 вариантов

загрузка...
Loading

Полировка клинка меча

Когда клинок меча выпрямлен и имеет правильный профиль, вы можете приступить к его полировке. Лично я возвращаюсь к шлифовальному станку для грубого сравнивания плоскостей и доведения профиля. На этом этапе полезно снизить скорость шлифовального станка, чтобы клинок не перегрелся. Я выполняю эту работу голыми руками, чтобы ощущать нагрев клинка, и закаляю его каждый раз, когда он становится горячим. Я начинаю работу на ленте зернистостью 40 и использую для всей шлифовки свежие ленты.

Некоторые мастера предпочитают работать не на колесе, а вдоль клинка, но я научился работать непосредственно на столе станка. Осталось снять лишь немного припуска, поэтому эта стадия работы требует осторожности и «легкой руки». После ленты зернистостью 40 перехожу на ленты 120 и 220. Для этой операции я пробовал использовать абразивы Trizac, но они мне не понравились.

Теперь нужно установить окончательную геометрию клинка. Поскольку режущая грань клинка меча подвергается невероятно сильному воздействию, необходимо завернуть эту грань для максимальной поддержки. Это можно сделать на ненатянутой ленте, но надо следить за тем, чтобы она не размыла линии вашей шлифовки.

Хотя для этой операции используются шлифовальные станки, я предпочитаю шлифовать клинки вручную. Мне нравится контролировать вид полировки, производимой таким образом, и испытывать при этом меньший стресс. Для придания клинку окончательной формы я использую большой наждачный камень Norton KB8. Камень смачивается водой с добавлением капли Fantastic.

Я зажимаю меч на столе сверлильного станка. Для этого зажимаю небольшие тиски сверлильного станка в большие тиски, установленные на верстаке. С помощью деревянных прокладок 1x2 зажимаю клинок целиком в тисках. Преимущество в том, что так стол можно поднимать или опускать на нужную для работы высоту. Камень довольно тяжел и работает быстро.

Я работаю неторопливо и часто смачиваю камень. Работая на ощупь, вам придется следить за ходом работы, но вскоре вы найдете нужный ритм. Я стараюсь работать камнем под различными углами, потому что он достаточно хрупкий, и мне нужно, чтобы он изнашивался равномерно. На этой стадии я заворачиваю грань и фактически затачиваю клинок. Одновременно следует обозначить линии скосов.

Обработав камнем обе стороны, я определил геометрию клинка, и он готов к полировке. Теперь беру наждачную бумагу. Обычно этот продукт используется «жестянщиками» в автомастерских на ручных пульсирующих шлифовальных станках. Он имеет клейкую тыльную сторону и выпускается в рулонах различной зернистости. Товар предназначен для металлической полировки и является отличным абразивом.

 

На фото изнутри и снаружи показана печь автора для отпуска стали.

 

Я помещаю абразив на шлифовальные стержни длиной примерно 18 дюймов с рукоятками с обеих сторон. Наждачная бумага приклеивается с одной стороны и отрезается нужной длины. Потом я обрезаю эту сторону ножом для вскрытия коробок, приклеиваю оставшуюся часть к другой стороне и обрезаю излишки. Перед этим стержни полезно смазать воском, чтобы бумага легко отклеивалась. Проводя такую наждачную обработку, я напрягаю спину и плечи, чтобы оказать достаточное давление и соответственно шкурить более агрессивно. Бумага быстро засаливается, однако вы можете продлить ее жизнь, время от времени соскребая налет грубой кожей. Во время работы использую стержень по всей длине и часто меняю бумагу. Направление работы должно быть противоположным по отношению к царапинам, оставленным камнем. Если вы работаете с каждым типом зернистости в противоположном от предыдущего типа зернистости направлении, вам хорошо видны предшествующие царапины. Когда вы обработали наждаком все царапины, оставленные предыдущей зернистостью, можете сменить зернистость.

Царапины от наждачных камней на мече

Я начинаю работать бумагой зернистостью 180 для удаления царапин после камня и полирую обе стороны перед тем, как перейти к следующей зернистости. Когда одна сторона клинка обработана, я наклеиваю на нее полоску маскировочной ленты по всей длине, чтобы не поцарапать поверхность, когда переверну клинок и начну обрабатывать другую его сторону.

 

Дон Фогг обрабатывает клинок наждачным камнем.

 

Когда все предшествующие царапины удалены, я беру бумагу зернистостью 400 на наждачном стержне и работаю в противоположном направлении, пока не удалю все царапины от наждака зернистостью 180.

Рулоны наждачной бумаги с липкой обратной стороной можно приобрести вплоть до зернистости 400, после чего вам придется воспользоваться абразивами на отдельных листах. Чтобы приклеить бумагу к стержню, вы можете воспользоваться клеящим спреем, но он оставляет много грязи, и я считаю более удобным разрезать бумагу на полоски и обматывать ими наждачный стержень.

 

На снимке крупным планом видна геометрия острия меча. Под клинком виден полировальный камень в смачивающем растворе.

 

После бумаги зернистостью 400 я перехожу на 500, 800 и 1000. Полировка зернистостью 1000 проводится вдоль клинка с использованием блока из твердого неопрена. То, на какой упор вы помещаете

свою наждачную бумагу, во многом влияет на полировку материала. Я самостоятельно изготовил многие наждачные блоки. Мой основной блок вырезан из 5-дюймового Corian, и с одной стороны к нему приклеен твердый неопрен. Этот блок устойчив к воде и предоставляет мне для работы две поверхности различной плотности.

Тщательно отполировав клинок бумагой зернистостью 1000, я вытираю с клинка смазку и слегка протравливаю его хлоридом железа. Для этого состава я изготовил туб из трубы ПВХ, очень удобный для обработки длинных клинков.

Очень важно полностью обезжирить клинок. Вам также необходим контейнер с чистой водой, достаточно глубокий, чтобы погрузить в него весь клинок. При этом вода должна покрывать всю поверхность клинка. Если на клинке остались какие-либо жирные пятна, их необходимо тщательно удалить.

Я окунаю весь клинок в хлорид железа на короткое время, затем вынимаю и проверяю, остались ли еще места, которые необходимо обезжирить. Если клинок чист, я

окунаю его на 20 секунд или до тех пор, пока закаленный участок не почернеет. При травлении отпущенный мартенсит на грани почернеет, а перлит на спинке станет серым.

Я незамедлительно погружаю клинок обратно в воду и тщательно промываю. Потом смачиваю его нашатырным спиртом и протираю влажным бумажным полотенцем. Ополаскиваю и все повторяю снова. На этот раз я использую пищевую соду на бумажном полотенце. Споласкиваю и окончательно протираю клинок насухо.

В этот момент поверхность клинка покрыта легким слоем оксида. Я кладу клинок на верстак и удаляю нестойкие продукты окисления ватным тампоном и пемзой. При этом я использую бархатную пемзу F2 из магазина, торгующего товарами для деревообработчиков. Вы можете работать по-сухому либо сбрызнуть клинок WD40 и потом соскрести весь оксид.

На этом этапе полировка клинка выглядит тускло, но hamon (линия отпуска) видна четко. Теперь я беру бумагу зернистостью 2000, обертываю ею блок неопреновой прокладкой вниз и провожу бумагой вдоль всего клинка одним ровным движением. Каждый новый проход я делаю свежим участком бумаги. Это движение совершается всем телом, и поэтому линия делается прямой, непрерывной и гладкой. Начните с хвостовика и тяните, отступая назад, пока не дойдете до острия.

Меч, свободный от завитков

Когда вы нанесли на клинок красивую свободную от завитков полировку зернистостью 2000, он приобретает мягкий матовый вид. Теперь мы снова возвращаемся к травлению, чистке и обезжириванию клинка, проделываем все это тщательно, а затем окунаем его еще раз на 20 секунд в хлорид железа.

 

Для дальнейшей полировки клинка автор использует наждачный стержень.

 

Первое травление выполняет роль химического абразива, фактически выедая возвышенности от предыдущих наждачных отметин. Полировка наждаком 2000 делает клинок еще более гладким, а его поверхность однообразной. Вынимая клинок после второго травления, вы повторяете ту же самую процедуру, полностью ополаскивая и нейтрализуя его. Эта полировка смотрится на клинке красиво, все его детали видны в хорошем свете, и содержать его в таком состоянии относительно не сложно.

Продолжая работу над полировкой, вы можете поднять ее еще на один уровень. На этот раз нам нужно различать две зоны на клинке, полируя участок выше hamon и оставляя твердый участок «морозным». Для такой полировки я подготавливаю наждачную бумагу зернистостью 2000, приклеивая ее на 1/8-дюймовые листы липкой губки.

 

Автор фиксирует полоски наждачной бумаги на стержне длиной примерно 18дюймов с рукоятками с обеих сторон.

 

Как я уже говорил раньше, подложка сильно влияет на то, как наждачная бумага берет металл. Подложив под бумагу губку, вы можете надавливать лишь слегка, и бумага не будет оставлять грубых завитков, отметин начала и конца ваших движений. Этот стиль имитирует полировку, производимую традиционными пальчиковыми камнями.

Во время этого процесса клинок полезно смачивать. Иногда я использую для этого Liquid Wrench, но, учитывая нефтехимический аспект этого раствора, я предпочитаю применять мыльную дистиллированную воду. Я разрезаю наклеенную на губку наждачную бумагу зернистостью 2000 на полоски шириной 3/8х1/2 дюйма, а затем отрезаю полудюймовые куски. Затем тру эти кусочки друг о друга абразивной стороной, чтобы уменьшить их агрессивность.

Прижав маленький кусочек наждачной бумаги большим пальцем, я начинаю легко шкурить весь клинок, уделяя большее внимание участку выше hamon, чем ниже него. Более мягкая сталь полируется в большей степени, чем ее твердые участки. Продолжайте полировку, пока вся оксидная матовость не исчезнет. В основном полировка зависит от вашего вкуса, поэтому постарайтесь придать клинку наилучший вид, не пытаясь имитировать традиционную

полировку. Закончив полировать клинок бумагой зернистостью 2000, вы можете переключиться на абразивную пасту.

 

Рисунок диагональных царапин на клинке после его обработки наждаком зернистостью 180.

На фото показан рисунок диагональных царапин наждака зернистостью 400 на клинке меча.

 

Для этого хорошо применять тонкую полировку Simichrome. Я не рекомендую пользоваться алмазной абразивной пастой, так как она одинаково режет как твердый, так и мягкий металл и не дает хороших результатов. Я протираю клинок пастой на ватном тампоне, заменяя тампон, когда паста темнеет и становится менее жидкой. Simichrome оставляет на клинке восковой остаточный слой, который можно очистить пемзой на ватном тампоне.

 

Автор подкладывает под бумагу зернистостью 2000 губку для следующей стадии полировки клинка меча.

Автор полирует клинок кусочком бумаги зернистостью 2000, зажатым большим пальцем.

Последняя стадия полировки, когда автор протирает клинок пемзой на ватном тампоне.

 

Этот процесс занимает много времени и заканчивается лишь тогда, когда вы сами решите, что полировка вам нравится. Как правило, я останавливаюсь перед окончательной полировкой, чтобы изготовить habaki (красоту рукоятки) и детали для нее. Если вы прерываете работу над клинком на день или больше, смажьте его маслом, чтобы предохранить от ржавчины.

 

Изготовленный Джиммом Файком меч Jungle Honey предлагает очарование длинного клинка и пример инновационного меча, создание которого является мечтой многих мастеров.

Этот меч викингов работы Джейка Поунинга — особый любимец автора, Дона Фогга

 

Тип полировки, которую вы решите нанести на клинок, будет зависеть от его предполагаемого использования и функций. Меня же приводит в восторг hamon, поскольку он прекрасен и демонстрирует термообработку меча. Поэтому мой процесс ориентирован в основном на совершенствование красоты данной характеристики. На этом заканчивается работа мастера по изготовлению меча. За ней следует производство рукоятки. В древних культурах различные части меча изготовлялись разными мастерами, каждый из которых был специалистом в конкретной области. Мы тоже начинаем проводить специализацию в области производства мечей, но, как правило, кузнецу самому приходится учиться оправлять свою работу в рукоятку.

Резюме меча

История мечей богата и восхитительна. Приступая к производству мечей, вы становитесь соучастником этой истории на последнем витке ее эволюции. Несмотря на все наши технические достижения, сам процесс мало отличается от работы древних мастеров и, естественно, сопряжен с теми же трудностями. В будущем мы увидим, как будут развиваться формы меча. Новые материалы и технологии позволят кузнецам создавать лучшие клинки, чем это было возможно в прошлом. Чтобы раскрыть новые потенциалы меча, потребуется взаимодействие воина и кузнеца.

Нам повезло, и мы можем воспользоваться опытом и артефактами прошлого. В наше время восхищает то, что у нас есть шанс снова определить символику характеров. В нашей новой эре все еще существуют злые драконы, с которыми приходится сражаться, как и в прошлом, а их присутствие затмевает свет справедливости. Воин и кузнец вновь объединились на зов боевого горна.