Сделай Сам! make-1.ru
ГЛАВНАЯ Строительство Дома Ремонт Дома Швейные Машины Автомобиль Изделия
Обработка Древесины Обработка Металла Усилители и Антенны Нож своими руками Ремонт обуви Заправить картридж принтера Модели кораблей
Строительство Бани Строительство гаража Малярные работы Ремонт сантехники Строительство бассейнов Мебель Видео

Нож своими руками

Делаем сами складной нож

Делаем сами складной нож часть 2

Делаем сами складной нож часть 3

Делаем сами складной нож часть 4

Делаем сами складной нож заключение

Изготовление повседневного ножа

Изготовление повседневного ножа

Материалы рукоятки ножа

Материалы рукоятки ножа

Формирование клинка ножа

Закалка ножа

Полировка клинка ножа

Защитное покрытие клинков ножа

Ножи Рика Данкерли

Изготовление мозаичной дамасской стали

Укладка стальной заготовки для дамасской стали

Учебный класс по изготовлению дамасской стали

Красиво украшенная дамасская сталь

Дон Фогг

Изготовление меча

Ковка длинного клинка

Придание окончательной формы мечу

Обкладка клинка меча глиной

Полировка клинка меча

Джон Льюис Йенсен

Изготовление черенков для ножа

Многослойные черенки для ножа

Пометки хорошего мастера ножовщика

Фиксация деталей при изготовлении ножа

Механический напильник при изготовлении ножа

Джо Шиласки

Изготовление томагавков

Ковка биллета

Определение положения и просверливание глаза томагавка

Подготовка томагавка к термообработке

P. Дж. Мартин

Искусство и наука шлифовки клинка ножа

Операции при шлифовке клинка ножа

Шлифовка скоса ножа модели Kwaiken

Мастерство шлифовки клинка ножа

Руки работают в унисон при шлифовке клинка ножа

Чертежи ножей, 280 вариантов

Loading

Учебный класс по изготовлению дамасской стали

Паркет или корзинное плетение — относительно простые мозаичные узоры дамасской стали, вполне пригодные для вашего первого мозаичного проекта. Для начала изготовьте методом кузнечной сварки 5—9-слойный биллет и протяните его в квадратный блок шириной один дюйм. Разрежьте заготовку на 4 части и сложите ее в квадрат, 2x2, так, чтобы горизонтальные слои располагались в двух противоположных углах, а вертикальные слои — в других углах.

 

Эти шпоры выкованы из дамасской стали со ступенчатым узором W, изготовленной из стали 1084 и чистого никеля, а затем отполированной и вороненой селитрой Работа Рика Данкерли.

Ступенчатый узор

 

Канавки в стальной заготовке делаются путем прессовки или шлифовки. Если эти канавки прессуются, возвышенности удаляются шлифовкой. Если же шлифуются, блок выковывается плоским. Если эти канавки выпрессовываются, стальная заготовка должна быть по толщине в два раза больше нужного окончательного размера.

 

Изначальный биллет

Поворачивается на 90°

Протягивается

Разрезается и вновь укладывается

 

Повторно сваривается и протягивается

Разрезается и вновь укладывается

Повторно сваривается и протягивается

 

Блок проходит кузнечную сварку и протягивается. Путем равномерной ковки со всех сторон он делается квадратным. Несколько этапов резки и повторной сварки, как описано выше, позволят вам получить красивый узор корзинного плетения. Этот дизайн хорошо подходит для фонового наполнения сложного мозаичного проекта.

Поперечное сечение, или паутина, — еще один простой мозаичный узор. Его создание начинается с цельных квадратов стали, такой, как 1050 или 1095. Вырежьте 4 квадрата стали и уложите их в квадратный биллет. Добавьте прослойки контрастирующей стали, такой, как 15N20, либо чистого никеля, а затем проведите кузнечную сварку и протяжку биллета, сделав из него 1-дюймовую квадратную заготовку. Разрежьте ее на четыре части, уложите их и повторно сварите, пока не получите необходимый размер сетки. Эту сетку можно преднамеренно деформировать посредством ковки со смещением, чтобы создать эффект паутины в этом узоре.

Еще один мозаичный дамасский узор — радиальный. Радиальный дизайн начинается с создания низкослойного ламинированного биллета с плоскими слоями. Заготовка разрезается на матрице, которая сжимает центральные слои. Затем половинки разрезаются на 4 куска, складываются в квадратную заготовку и свариваются вместе. Это дает эффект слоев, радирующих из центра квадрата.

Радиальный метод, выполненный на заготовке с узором "W", завершает этот броский дизайн. Все эти методы получения узоров вы можете проверить на любом понравившемся вам биллете. Вы никогда не угадаете, когда у вас получится великолепный новый узор.

Изготовление закрученного узора начинается с низкого ламинированного биллета, состоящего из 3—7 слоев. Затем биллет протягивается в прямоугольный блок, и один его конец сводится на конус.

Конусный конец обрезается квадратным и скручивается в блок молотком на наковальне. Для полной скрутки заготовки вам потребуется разогревать ее несколько раз. Затем рукоятка отрезается от заготовки и приваривается в центре скрутки. Потом биллет вновь нагревается, добавляется флюс и с помощью кузнечной сварки из него делается квадратная заготовка.

 

На фото складной нож с кнопочным спуском Барри Галлахера демонстрирует клинок и накладки на рукоятки со ступенчатым паркетным узором

Паркет

 

Проведите кузнечную сварку низкослойного биллета

Разрежьте его на 4 части и уложите, как показано.

Повторяйте работу до тех пор, пока не получите узор нужного размера.

Паутина

 

Уложите квадратные блоки, как показано, проложив их контрастным материалом Проведите их кузнечную сварку и протяжку

Разрежьте на 4 куска и повторно уложите Проведите кузнечную сварку

Повторяйте процесс, пока не получите нужный размер 

Радиальный

 

 

Изначальный биллет.

Резка в вырубных штампах.

Разрежьте биллет на 4 куска, уложите его в квадрат и повторно сварите в матрицах обработки на квадрат.

Рулет

 

Изначальный биллет.

Сваренный и протянутый.

Сведенный на конус на одном конце

Начинайте сворачивать конусный конец.

Сверните целиком.

Повторно сварите в матрицах обработки на квадрат

Четырех- и девятиходовая ковка

Для получения наилучшего эффекта в законченном клинке в его узор порой необходимо вставить более чем один радиальный или рулетный дизайн. Для этого блок можно разрезать на 4 куска, уложить их вместе в квадратный биллет из двух рядов и двух кусков, а затем провести его кузнечную сварку. Это называется четырехходовой ковкой. Заготовку можно также разрезать на 9 кусков и сложить их тремя рядами и тремя слоями для девятиходовой ковки.

Для получения необходимого эффекта изготовление таких четырехходовых и девятиходовых биллетов можно повторять несколько раз. Размер предполагаемого клинка продиктует число изначальных элементов законченной заготовки. Для больших ножей со статичными клинками я предпочитаю иметь по крайней мере 16 оригинальных элементов и два четырехходовых в дополнение к ним.

Для небольших ножей со статичными клинками или складных ножей я использую 36 или 64 оригинальных элемента в заготовке. Для получения 36 элементов необходимы четырехходовая и девятиходовая ковки, а для биллета из 64 элементов потребуются три четырехходовые ковки. Эти числа являются лишь рекомендательными, и личные предпочтения каждого кузнеца определят используемые им материалы.

Поскольку узоры или несколько различных узоров можно объединить в четырехходовые или девятиходовые комбинации, в ре-зультате получаются исключительно интересные и высококонтрастные рисунки. С помощью этих комбинаций можно создавать нескончаемое число узоров.

Соединив необходимое число элементов и проведя их кузнечную сварку, узор на конце блока можно раскрыть несколькими способами. Если скрутить блок и выковать необходимую форму, узор проявится на гранях клинка. При работе с любой скрученной заготовкой грань должна оставаться достаточно толстой и требующей дополнительной шлифовки, так как узор лучше смотрится ближе к центру.

 

Сал Глессер из компании Spyderco Knives создал свой первый мозаичный дамасский биллет неплохо! Он разрезан и готов к четырехходовой ковке.

Четырехходовая ковка

 

Изначальный биллет.

Заготовка разрезается на четыре куска и вновь сваривается в матрицах обработки на квадрат.

 

Чтобы лучше проявить узор, заготовку можно также выковать в прямоугольную форму и придать ей ступенчатый вид с помощью пресса или шлифовки. И хотя я никогда не использовал узор капель дождя, этот метод также должен проявить узор на поверхности прямоугольного блока, подобно методу ступенчатого дизайна.

Метод аккордеона — мой излюбленный способ проявления узора поперечного сечения или мозаичного узора. Мне нравится видимость движения или потока, создаваемого данным методом аккордеона. Существует ряд различных способов открытия блока методом аккордеона, но я использую метод, подсказанный мне Доном Фоггом.

Дамасский блок выковывается до нужных размеров и отжигается. Затем заготовку обрезают на ленточной пиле, удаляя треугольные участки материала с различных ее сторон. После этого острые углы закругляются на шлифовальном станке. Теперь блок можно делать плоским. При уплощении аккордеона заготовку следует обрабатывать при сварочной температуре. Если блок разрывается снизу разрезов, воспользуйтесь флюсом и аккуратно заварите разрывы. Как правило, мне удается сделать заготовку плоской за один нагрев. Затем блок выковывают до нужного размера. У меня так хорошо получается метод аккордеона с вырезанными треугольниками, что я больше не использую других методов аккордеона. Этот метод требует большего труда, но на этой стадии дамасская заготовка для меня столь ценна, что я не возражаю против дополнительной работы для максимальной доводки материала, полученного мной в этом блоке.

Что может быть лучше нарезанного хлеба

Еще один популярный метод проявления узора поперечного сечения — это метод буханки. Метод буханки выполняется путем кузнечной сварки нескольких блоков, соединенных бок о бок, а затем нарезанных кусками, как буханка хлеба. Блоки полезно окружать расходным материалом, подобно дамасской или чистой углеродистой стали.

 

Аккордеон

Биллет, готовый к резке

На срезах виден рисунок поперечного сечения

Затемненные участки вырезаются, а оставшийся блок должен иметь толщину 1/4 — 3/8 дюйма

Заготовка, острые углы которой зашлифованы

Альтернативные методы аккордеона

 

Просверлите отверстия, а затем прорежьте к ним ходы ленточной пилой Клинья необходимо прогрессивно увеличить

Ножовкой сделайте на блоке чередующиеся разрезы Блок можно не отжигать, поэтому этот метод достаточно быстрый  Разрезы также должны быть клиновидными, для чего требуется несколько нагревов

 

Дамасское произведение Вейда Колтера представляет собой прекрасный пример клинка, выполненного из композитного блока На сердцевине из скрученной мозаичной дамасской стали проявляются образы Аламо Бруски граней скручены в форме W

 

 

Рик Итон создал шедевр с клинком, используя блоки скрученной и мозаичной дамасской стали в стиле аккордеона Последние представляют собой индийский солнечный узор

 

Швы завариваются, а биллет проходит мокрую сварку. Если блоки плотно соединить вместе, это упростит сварку. Метод буханки хорошо срабатывает, когда узоры или фигуры не подлежат деформации.

Еще один способ проявления узора и производства материала для клинка — нарезать блок на плитки, придать им форму ласточкиного хвоста, а затем сварить вместе. Это довольно трудная кузнечная сварка, и я не рекомендую начинающим использовать этот метод. Обычно плитки прихватываются к расходной пластине, которая после кузнечной сварки сошлифовывается. Этот метод также не искажает оригинальный узор.

И последний метод проявления дизайна поперечного сечения — это сварка со вставками. Оригинальный блок может быть завернут или выкован в виде круглой заготовки, после чего его нарезают на вставки. В клинке вырезаются отверстия и в них делают вставки.

 

Складной нож Рика Данкерли демонстрирует клинок из мозаичной дамасской стали в стиле буханки и рукоятку из дамасской стали со ступенчатым узором.

Буханка

 

 

Объедините блоки и оберните их расходным материалом.

 Проведите кузнечную сварку, а затем нарежьте кусками для клинков

Персидская лента

 

Изначальный биллет.

Биллет, выкованный со смещением.

Треугольники, вырезанные на аккордеонном биллете.

 

Желательно добиться их плотного соединения, а сами вставки могут быть немножко толще клинка.

Комбинация клинка и вставок нагревается до температуры сварки и сваривается за один заход под прессом или молотом. По желанию в один клинок можно сделать несколько вставок. Это еще один метод, не вызывающий деформации.

Иногда деформацию можно использовать для улучшения рисунка или даже для создания нового узора. Выковывая квадратный блок со смещением на 90 градусов, вы деформируете узор заготовки. Процесс деформации продолжается, когда блок куется со смещением, пока снова не станет прямоугольным. Теперь его можно использовать в таком виде либо включить в четырех- или девятиходовую комбинацию.

Не столь красивый рисунок можно оживить, используя деформацию на ваше собственное благо. После ковки заготовки со смещением на 90 градусов квадраты в четырехходовой комбинации станут треугольниками, после чего при следующей четырехходовой ковке их можно преобразить в форму бриллиантов в узоре.

Этот метод используется для создания узора, который я называю персидской лентой. Четыре блока складываются в квадрат, а границы между ними прокладываются контрастным материалом. Затем проводится их кузнечная сварка и ковка со смещением. Теперь их границы создают форму X через всю заготовку. Затем заготовка вскрывается методом аккордеона, и X создает узор персидской ленты.

Ковка со смещением

Изначальный биллет

Ковка со смещением на 45 градусов.

Полученный биллет.

Сварка со вставками

 

 

Просверлите в клинке отверстия и плотно поместите в них вставки. Вставки должны быть немного толще клинка. Сварите их вместе за один заход. 

Плитки

 

Несогласованно прилегающие плитки в виде хвоста ласточки прихватываются к расходному материалу и проходят кузнечную сварку

Сложный эскиз

Ковку дамасской стали можно поднять еще на один уровень путем создания клинка из композитной заготовки. Это один из моих любимых методов. С моей точки зрения, хорошо выполненный клинок из композитной заготовки может служить воплощением самой ковки дамасского клинка.

Клинки из композитных заготовок, которые изготовляет Роб Хатсон, произвели на меня неизгладимое впечатление в ранние годы моей работы с дамасской сталью. В 1997 году я представил на тест кузнечного мастерства, проводимый Американским обществом кузнецов, пять ножей, четыре из которых имели клинки из композитной заготовки. Я решил предложить вниманию Общества именно клинки из композитных заготовок, потому что считал, что мой метод ковки, продемонстрированный судьям, подтвердит то, что я являюсь компетентным изготовителем дамасской стали. Это помогло, и я прошел тест.

Композитный клинок можно изготовить всего лишь из двух стальных блоков либо увеличить их число по желанию мастера. Большинство моих композитных клинков изготовлено из трех или семи блоков. Первый шаг к созданию композитного клинка — это ковка центрального или сердцевинного блока. Для этого я предпочитаю использовать низкослойные, закрученные в противоположном направлении блоки. Для больших клинков я использую заготовки толщиной примерно 3/8 дюйма после их скручивания. Затем заготовки соединяются, и сердцевина сваривается.

 

Рик Данкерли изготовил мозаичный дамасский складной нож с узором персидской ленты. 

Композитный клинок из трех блоков демонстрирует центральную сердцевину из мозаичных плиток, сваренных вместе. Автор ножа - Рик Данкерли.

 

Следующие блоки, или блоки граней, число которых добавляется к композиту по желанию, свариваются и протягиваются до того же размера, что и сердцевинные бруски. После этого они свариваются, и последовательность работы повторяется до тех пор, пока вы не получите нужный композит.

В результате получается единая прямоугольная заготовка с квадратным окончанием. Законченному клинку можно придать более красивый и умелый вид, если обернуть блоки граней вокруг внешней стороны клинка. Это создает впечатление, что блоки граней обвились вокруг клинка.

Такое можно выполнить несколькими способами, но Дж. Д. Смит предложил вырезать на конце блока углубление в форме V, а затем закрыть это углубление с помощью кузнечной сварки. Это мой любимый метод. Я использовал и другие методы, например, выковывал сердцевину до размеров предполагаемого клинка, а затем обертывал внешний блок полностью вокруг нее. Я также приваривал два внешних блока к выкованной по форме сердцевине.

Когда создание композитного блока закончено, я не выковываю скосы граней. Сначала клинок шлифуется до необходимой толщины, а затем на нем шлифуются скосы. Это позволяет избежать деформации блоков, на создание единообразной формы которых было затрачено столько труда.

Возможным комбинациям композитных клинков нет числа. Единственным ограничивающим фактором является ваше воображение, и именно поэтому композитные клинки являются моими любимыми образцами дамасской стали.

Далее>> Красиво украшенная дамасская сталь