Сделай Сам! make-1.ru
ГЛАВНАЯ Строительство Дома Ремонт Дома Швейные Машины Автомобиль Изделия
Обработка Древесины Обработка Металла Усилители и Антенны Нож своими руками Ремонт обуви Заправить картридж принтера Модели кораблей
Строительство Бани Строительство гаража Малярные работы Ремонт сантехники Строительство бассейнов Мебель Видео

Сделай сам модели кораблей

Инструмент для изготовления модели корабля

Обработка древесины при изготовления модели корабля

Металлы и их обработка при изготовлении модели корабля

Приспособления при изготовлении модели корабля

Теории в построении модели корабля

Главные размерения модели корабля

Формулы при проектировании модели корабля

Теоретический чертеж построения модели корабля

Глиссирующие модели корабля

Форма обводов корпуса глиссирующей модели корабля

Модель корабля на подводных крыльях

Способы постройки корпусов моделей кораблей

Изготовление Надстроек, Рубок и других деталей для моделей кораблей

Окраска моделей Кораблей

Резиномоторы для моделей кораблей

Гиромотор для модели корабля

Электродвигатели для моделей кораблей

Двигатели внутреннего сгорания для моделей кораблей

Управление двигателем на моделях кораблей

Эксплуатация двигателей внутреннего сгорания в моделях кораблей

Рецепты топливной смеси для двигателя модели кораблей

Запуск компрессионных двигателей моделей кораблей

Увеличение мощности двигателей моделей кораблей

Редукторы для моделей кораблей

Гальванические элементы для моделей кораблей

Кислотные аккумуляторы для моделей кораблей

Щелочные аккумуляторы для моделей кораблей

Серебряно-цинковые аккумуляторы для моделей кораблей

Гребной винт — движитель модели корабля

Элементы и геометрические соотношения гребного винта модели корабля

Примерный расчет гребных винтов для модели корабля

Технология изготовления гребных винтов для модели корабля

Определение шага гребного винта для модели корабля

Подбор гребного винта к модели корабля

Рулевое устройство модели корабля

Гироскоп для стабилизации курса модели корабля

Стабилизация курса модели корабля воздействием гироскопа

Электрическое управление рулем с помощью гироскопа в модели корабля

Магнитный стабилизатор курса модели корабля

Простейшие автоматы включения и выключения электродвигателей на моделях кораблей

Управление моделью корабля на расстоянии

Схема передатчика для управления моделью корабля на расстоянии

Семикомандный приемник для модели корабля

Регулировка и запуск моделей кораблей на воде

Регулировка модели кораблей на ходу

Организация соревнований Судомоделистов

Обозначение - Рангоут т его Элементы

Обозначения – Стоячий Такелаж Рангоута

Обозначения – Прямые Паруса

Обозначение – Бегущий Такелаж Рангоута

Обозначение – Косые Паруса

МОДЕЛЬ ЯХТЫ КЛАССА «П»

МОДЕЛЬ БОЛЬШОГО МОРСКОГО ОХОТНИКА

Loading

Организация соревнований Судомоделистов

Каждый юный судомоделист мечтает не только построить хорошую модель корабля, получить спортивный разряд, но и занять призовое место в соревнованиях. О том, как организовать и провести их, рассказывается здесь.

ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ

Соревнования являются важным, итоговым этапом всей работы судомоделистов. Поэтому к их подготовке и проведению надо относиться со всей серьезностью. Прежде всего организацией, отвечающей за проведение соревнований, создается организационный комитет, который занимается их подготовкой и обеспечением.

День открытия соревнований — это своего рода праздник, его надо широко популяризировать с помощью афиш, местных газет, радио и телевидения.

Место проведения красочно оформляется плакатами, лозунгами, призывами и фотовитринами. Организуется выставка моделей кораблей и судов.

Открытие соревнований осуществляется торжественным подъемом флага, а закрытие — торжественным  вручением  призов  и дипломов. Все эти мероприятия, как правило, сопровождаются маршевой музыкой.

Старты для запуска самоходных, скоростных, радиоуправляемых моделей и моделей подводных лодок должны оборудоваться на акватории, не имеющей течения и защищенной от ветров. Запуск моделей яхт, наоборот, осуществляется на открытой воде, с хорошими и ровными ветрами.

Глубина водоема для запусков моделей подводных лодок подбирается — 3—4 м; для запусков остальных моделей — не менее 0,5 м. Дно водоема должно быть очищено от водорослей, а поверхность — от плавающих предметов.

Акватория оборудуется для одновременного запуска моделей не менее чем трех-четырех классов. В непосредственной близости от места проведения соревнований должны находиться помещения для хранения и ремонта моделей. Если специальных помещений нет, то необходимо установить для каждой команды палатку. В помещении или перед палаткой размещают верстаки и к ним подводят электропитание для паяльников и зарядки аккумуляторов.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ СТАРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Очень часто при оборудовании дистанций акватории для запуска моделей используютиндивидуальные буйки с грузами (якорями). Это требует много времени, снижает точность разметки и установки дистанции.

 

Рис. 198. Разметка тросов и монтаж колец: А — стороны треугольника; Б — высота треугольника; В — оттяжки.

Предлагаемое ниже оборудование позволяет устранить упомянутые недостатки. Так, например, треугольник дистанции при запуске радиоуправляемых моделей изготавливается из стального тросика диаметром 1,5— 3 мм, по размерам, указанным в правилах соревнований. Для этого отрезают три куска длиной по 30,2 м (стороны треугольника) и один кусок длиной 26 м (трос, соединяющий вершину треугольника с его основанием — высоту). На концах каждого троса делают огоны (кольца), которые затем клетнюют мягкой проволокой и пропаивают оловом. Таким образом, длина сторон треугольника получается по 30 м, а высота 25,9 м.

 

Рис. 199. Дистанция в собранном виде.

На трех сторонах и на высоте его производят разметку и монтаж колец (рис. 198). По окончании монтажных работ тросики растягивают в треугольник, вершина которого и высота соединяются с помощью колец (рис. 199).

Для установки треугольника на акватории нужно сделать три оттяжки из такого же тросика длиной по 10—15 м и на каждой оттяжке вмонтировать по кольцу.

Установка треугольника на воде. Изготовленные тросы перед установкой на воде растягивают на берегу и собирают в треугольник, а затем отбуксировывают к месту установки. Опустив якорь в вершине треугольника, начинают с берега выбирать оттяжки до тех пор, пока не скроется под воду дополнительный буй в вершине. Отрегулировав положение тросов так, чтобы они находились под водой на глубине не менее 30—40 см, оттяжки около берега крепят к вбитым кольям, затем устанавливают буйки (рис. 200).

 

Рис. 200. Установка треугольника на воде.

В зависимости от глубины акватории якорный конец делается длиннее или короче. Если глубина водоема небольшая и есть возможность закрепить оттяжки без дополнительного буя, то тогда в грунт вбивают три шеста и к ним на глубине 30—40 см крепят оттяжки треугольника. Если же глубина акватории значительная, то опускают два якоря с буями и за оттяжки натягивают стороны дистанции, которые крепят у берега под водой на глубине 30—40 см.

Разметка и монтаж тросиков при оборудовании акватории для соревнования самоходных моделей и подводных лодок производится аналогично (рис. 201 и 202).

Изготовление буйков. Буйки можно сделать из консервных банок (предварительно загерметизировав их) или из пенопласта. Диаметр их должен быть 100—130 мм, а высота 170—200 мм.

 

Рис. 201. Разметка тросов для дистанции самоходных моделей и подводных лодок: Д — стороны; Б — финишная линия; В — оттяжки.

Для лучшей видимости буйки следует окрасить в два цвета: красный и желтый. В нижнюю часть буйков (рис. 203) вмонтируются крючки, за которые с помощью резинки крепятся грузы, а в верхнюю часть устанавливается флажок с обозначением номера ворот. Для того чтобы лучше зафиксировать «навал» радиоуправляемой модели на буек, рекомендуется надеть на него кольцо, сделанное из резиновой трубки диаметром 8— 10 мм. Если модель при прохождении ворот коснется такого кольца, то буек начинает вращаться.

При установке треугольника на акватории необходимо иметь еще один дополнительный буй, который будет удерживать тросы под водой на заданной глубине (30—40 см). Дополнительный буй можно собрать из пяти — шести буйков, соединенных вместе, или изготовить специально из пенопласта диаметром 130—150 мм и высотой 350 мм. Можно использовать также любые подходящие стандартные буи малого размера.

 

Рис. 202. Установка дистанции для самоходных моделей и подводных лодок.

Изготовление грузиков. Для установки буйков необходимо 48—50 свинцовых или стальных грузиков, которые могут иметь любую форму. Вес грузиков должен быть подобран так, чтобы буек погружался в воду примерно на 1/4 своей высоты. При отливке грузика из свинца в форму надо вставить мягкую стальную проволоку длиной 30—40 см, которой он будет крепиться к буйку с помощью резинки.

Способ постановки буйков. В кольцо, припаянное на тросике, нужно пропустить проволоку, идущую от груза. На верхнем ее конце делается крючок такой величины, чтобы груз не мог проскочить в кольцо и затонуть, если он оторвется от буйка.

Нижний конец буйка и крючок грузика соединяются судомодельной резинкой в два шлага (кольца) диаметром 6—7 см.

Устройство перевозного кордового столба. Кордовый столб состоит из трех труб различного диаметра, вставленных одна в другую (рис. 204).

Труба А стальная водопроводная имеет наружный диаметр 60 мм и внутренний 53 мм, толщина стенки 3,5 мм.

Труба Б дюралевая с наружным диаметром 50 мм и внутренним 45 мм. Вместо нее можно использовать водопроводную с наружным диаметром 48 мм и внутренним 41 мм.

Труба В дюралевая с наружным диаметром 40 и внутренним 36 мм, или водопроводная с наружным диаметром 33,5 и внутренним 27,1 мм.

Нижняя труба А приварена в центре крестовины, изготовленной из швеллеров (тавровых балок или рельсов) длиной по 2 м 50 см. Снизу на каждом конце крестовины прикреплены штыри длиной не менее 50 см, а сверху на   концах — скобы для крепления раструба Б вставляется в трубу А. На трубе Б внизу напрессована втулка, имеющая наружный диаметр на 1,5—2 мм меньше, чем внутренний диаметр трубы А. Затем на трубу А и Б надевается фланец (предварительно расточенный под наружные диаметры труб А и Б) с просверленными отверстиями для крепления талрепов с оттяжками.

В верхнюю часть трубы В впрессован Хвостовик Г, на конец которого надевается шарикоподшипник, вставленный в обойму Д. На обойме Д горизонтально укрепляется плечо К с вертлюгом Е.

На трубу В надевается также втулка Ж со скользящей посадкой. Наружный диаметр втулки на 0,1—0,2 мм меньше внутреннего диаметра трубы Б.

На нижний конец трубы В напрессована втулка, наружный диаметр которой также на 0,1—0,2 мм меньше внутреннего диаметра трубы Б. Труба В вставляется в трубу Б. Регулировка подъема трубы Б производится путем отдачи или зажима болта С.

Если глубина акватории 3 м, то нижняя труба А с крестовиной будет 2 м 50 см; средняя труба Б выступает над поверхностью воды до 300 мм, а высота трубы В регулируется спортсменом.

Если глубина водоема небольшая (не более 2 м), то делать трубу А с крестовиной нет необходимости, ее просто можно вбить в грунт до 1,5 м.

Изготовление стартовых мостиков. Стартовые мостики для самоходных и радиоуправляемых моделей изготавливаются из сосновых (еловых) досок толщиной 25—30 мм. Размеры мостика 2X2 м.

 

Рис. 203. Устройство буйка и установка его на воде.

Стартовая площадка для запуска скоростных кордовых моделей состоит из двух мостиков. Мостик, находящийся над водой, имеет размеры 2X2 м, высота над уровнем воды — 15—20 см. Второй мостик устанавливается под водой на глубине 40—45 см. Размеры его — 2X2,5 м. Такая длина дает возможность быстро отцепить «уздечку» от кордовой нити самому спортсмену, без помощи шлюпки (рис. 205).

ОРГАНИЗАЦИЯ  СУДЕЙСТВА

Наиболее подробно эти вопросы изложены в «Правилах проведения соревнований по судомодельному спорту». Здесь же мы коснемся лишь основных положений.

Для проведения соревнований создается главная судейская коллегия. Она назначается   организатором   соревнований,   например, соответствующим комитетом ДОСААФ, Министерством просвещения, облоно, гороно и т. п. по рекомендации федерации судомодельного спорта. В зависимости от масштаба соревнований в нее обычно входят — главный судья, три заместителя главного судьи и главный секретарь. Главный судья возглавляет всю работу судейской коллегии, он несет полную ответственность за безопасность проведения соревнований.

 

Рис. 204. Устройство кордового столба.

Главный секретарь отвечает за правильность заполнения протоколов, их обработку, подсчет баллов и определение мест отдельных участников и команд, он информирует представителей печати о предварительных технических результатах соревнований.

На каждый старт создается судейская бригада из судей, судей-хронометристов и секретаря старта. Возглавляет судейскую бригаду старший судья старта.

 

Рис. 205. Кордовая модель на старте: 1 — мостик над водой; 2 — мостик под водой;  3 — сетчатое ограждение.

Не последнюю роль на соревнованиях выполняет и судья-информатор (диктор), он использует для информации все имеющиеся в его распоряжении средства: радио, телефон, мегафон, доски для объявлений.

ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ

Некоторые модели (самоходных военных кораблей и торговых судов, модели подводных лодок и радиоуправляемые модели фигурного курса) еще до начала ходовых соревнований проходят так называемые стендовые соревнования. Моделям остальных классов стендовая оценка не дается; они осматриваются и при этом определяется их соответствие требованиям единой классификации. При наличии несоответствий или нарушений классификационных требований модели к ходовым соревнованиям не допускаются.

Стендовая оценка модели производится по таким разделам, как:

общее впечатление о модели, т. е. сравнение моделей данного класса между собой;

объем работы и затраченное время на изготовление модели;

сложность изготовления модели и отдельных деталей;

проверяется соблюдение масштаба главных размерений, надстроек и деталей; определяется полнота изображения: наличие деталей и оборудования, положенных для данного типа корабля;

проверяется качество отделки модели (соответствие ее окраски по сравнению с прототипом корабля) и качество отделки поверхностей.

По всем этим пунктам проверки выставляются баллы, которые затем приплюсовываются к баллам ходовых соревнований.

По настольным моделям проводятся только стендовые соревнования.

 

Рис. 206. Дистанция для самоходных моделей.

Ходовые соревнования моделей надводных кораблей и судов проводятся на специальной акватории (рис. 206, 207). Акватория должна быть очищена от посторонних предметов и выбрана таким образом, чтобы модели двигались по возможности против ветра и волн.

На ходовых соревнованиях выставляются баллы за устойчивость на курсе и масштабную скорость. Наивысшей оценкой для модели считается, если модель проходит в средние (финишные) ворота и если это расстояние она пройдет в положенное ей время, т. е. за масштабную скорость.

Ходовые соревнования моделей подводных лодок проводятся на аналогичной акватории, как и самоходных моделей, и заключаются они в следующем.

Модель должна в надводном или позиционном положении взять старт, погрузиться в зоне погружения (1-й квадрат), пройти под водой до зоны всплытия (5-й квадрат), всплыть в надводное или позиционное положение и финишировать в центральные ворота. Это будет наивысшим результатом. За различные отклонения модели и всплытие в других квадратах оценка за маневр снижается.

Ходовые соревнования скоростных кордовых моделей проводятся на специальном корде (тросе), который одним концом крепится к кордовому столбу, а другим — к уздечке модели (рис. 208). Общая длина корда равна 15,94 м. Таким образом, каждый круг, пройденный моделью, равен 100 м. Модель должна пройти 5 кругов, т. е. 500 м.

Время для подготовки модели к старту дается 3 мин. Спортсмен должен успеть запустить модель и стартовать. Призовое место занимает тот, чья модель показала наивысшую скорость.

 

Рис. 207. Самоходная модель приближается к финишу.

Ходовые соревнования скоростных управляемых моделей проводятся на акватории, представляющей треугольник размером 30 X Х30 м, обозначенный буйками (рис. 209). Старт моделей начинается с ходу. Отсчет времени — с момента прохождения линии старта — финиша. Старт и финиш образуются линией, проходящей от среднего буя к стартовой площадке. Перед каждым стартом модель класса VI-A взвешивается. Она должна быть не тяжелее 1 кг.

Участник обязан провести ее два раза в каждом старте по периметру треугольника, сначала против часовой стрелки, а вслед за этим по часовой. Касание буя с внешней стороны треугольника нарушением не считается. Если какой-либо буй не обойден, то участник может повернуть модель, чтобы обойти этот буй снова и продолжать движение.

 

Рис. 208. Дистанция для запуска скоростных кордовых моделей.

Первое место в соревнованиях занимает участник, модель которого в одном из стартов показала наименьшее время прохождения дистанции; остальные места распределяются между участниками соответственно показанному ими времени.

 

Рис. 209. Акватория для запуска скоростных управляемых моделей.

Ходовые соревнования управляемых моделей фигурного курса состоят из последовательного выполнения трех фигур, как показано на рис. 210, А, Б, В, Г.

 

Рис. 210. Выполнение фигур № 1, 2 и 3 (А, Б, В, Г)

Выполнение фигуры № 1 заключается в следующем:

а)  взять старт и пройти последовательно 10 ворот передним ходом № I, III, II, I, III, IV,V,I,VI,V;

б)  перед прохождением  последних  ворот модель должна дать задний ход, развернуться, подойти к пирсу, пришвартоваться в доке (рис. 211) и простоять в нем в течение 3 с, не касаясь стенок дока. Док состоит из измерительной рейки, прикрепленной перпендикулярно к пирсу (размер изменяется в зависимости от ширины модели) и двух стенок.

Выполнение фигуры № 2 заключается в следующем: взять старт и пройти передним ходом шестнадцать ворот, т. е. I, II, II, III, III, IV, IV, V, V, VI, VI, VII, VIII, VIII, VII, I.

Выполнение фигуры № 3 делается так:

а)  взять старт и пройти передним ходом ворота I, III, II, I;

б)  подойти к воротам III, застопорить ход и пройти их задним ходом;

в)  развернуть модель и передним ходом пройти ворота IV;

г)  подойти к воротам V, а затем застопорить ход и пройти их задним ходом;

д)  развернуть модель и передним ходом пройти ворота I, VI, V, I.

Во время выполнения фигур участнику разрешается производить любые манипуляции рулями и винтами модели, т. е. давать задний ход при движении вперед и передний ход при движении назад и работать винтами враздрай.

 

Рис, 211. Швартовка модели в доке.

Ходовые соревнования управляемых моделей парусных яхт проводятся на специальной акватории. Участник соревнований в каждом запуске должен провести свою модель один раз по периметру треугольника с внешней стороны, обогнуть еще раз буй и финишировать в стартовые ворота (рис. 212). Модель запускается 4 раза. На каждом запуске в зависимости от времени, затраченного на прохождение дистанции, распределяются места участников. За каждое место начисляются баллы.

 

Рис. 212.  Акватория  для запуска управляемых яхт.

Ходовые соревнования (гонки) моделей парусных яхт проводятся на оборудованной акватории (рис. 213). В 100 м от берега устанавливаются финишные буйки (ворота) на расстоянии 100 м друг от друга. Старт ограничивается буйками с любым расстоянием между ними (но не более 100 м).

Гонки проводятся  по   круговой   системе, т. е. каждый участник должен один раз стартовать с каждым соперником. На старте производится одновременный запуск двух моделей одного класса. После того как дан старт первой паре моделей, можно производить через каждые 40—50 с запуск следующих пар. Запуск производится согласно очередности.

 

Рис. 213. Акватория для гонок парусных яхт.

Оценка дается следующим порядком: если модель пересечет линию финиша первой, участник получает два очка, если — второй, то одно очко. Участник, модель которого не пройдет линии финиша, получает ноль очков.

БУДЬ ОСТОРОЖЕН НА ВОДЕ!

Входить в воду разрешается только запускающим модели в порядке очередности (жеребьевки).

Подбираются модели (прошедшие дистанцию) со шлюпки или лодки. Ни в коем случае нельзя разрешать спортсменам плавать и тем более нырять за затонувшей моделью.

Нарушившие меры безопасности снимаются с соревнований. Все учебно-тренировочные занятия, соревнования проводятся с соблюдением соответствующих мер безопасности.

Старт для запуска скоростных кордовых моделей ограждается со стороны берега забором из штакетника или сеткой, высотой не менее 1,5 м и длиной в обе стороны от мостика на 20 м.

Для обеспечения безопасности на воде и приема моделей выделяются катера и шлюпки, а для подъема затонувших моделей водолазы или аквалангисты.

Сеточное ограждение можно изготовить следующим образом. Из стального прута диаметром 10—12 мм выгибается П-образная форма. В нижней ее части приваривается соединяющий прутик. Металлическая сетка вставляется внутрь четырехугольника, привязывается проволокой, и весь щит красится.

Такая сетка должна быть поставлена непосредственно перед мостиком, с которого запускается кордовая модель. После осуществления запуска модели спортсмен должен зайти за это ограждение и быть там, пока модель не остановится (рис. 205).

Если противоположный берег расположен близко от прохождения скоростных кордовых моделей, то и его обязательно надо обнести сеточным ограждением. Этим пренебрегать нельзя.

На каждые соревнования в обязательном порядке назначается врач на правах заместителя главного судьи, который несет полную ответственность за все меры безопасности на соревновании или тренировочном сборе.

Врач также проверяет наличие медицинской документации на допуск к соревнованиям спортсменов, проводит врачебно-контрольное обследование их, осуществляет санцтарно-гигиенический контроль в местах проведения соревнований и размещения, организует высококалорийное и витаминозное питание, принимает меры к недопущению спортивного травматизма и оказывает своевременную квалифицированную медицинскую помощь.

На соревнованиях особенно крупного масштаба с большим количеством участников рекомендуется в непосредственной близости от места проведения соревнований развернуть медицинский пункт, располагающий всем необходимым для оказания помощи пострадавшим.

В распоряжении врача соревнований всегда должны находиться в готовности средства транспорта для быстрой доставки пострадавших в лечебные учреждения. При несоблюдении техники безопасности не исключены случаи поражения электрическим током, даже при напряжении в 50— 60 В. Происходит это потому, что люди работают с электроприборами на сырой земле и во влажной обуви. Поэтому если оборудование места соревнований электропитанием для работы с электропаяльниками и для зарядки аккумуляторов будет произведено на открытом воздухе, то перед верстаками или столами (оборудованными электропитанием) должен быть положен деревянный настил из сухих досок с возвышением его над землей не менее чем на 100 мм. Еще будет лучше, если настил будет покрыт линолеумом или резиной.

Необходимо еще раз напомнить о коварном веществе — метаноле (метиловом спирте). Этот яд по цвету, запаху и вкусу напоминает винный спирт. Пары его, проникая через дыхательные пути и кожу человека, вызывают отравление организма. Принятие внутрь этого яда всего 50—100 граммов вызывает смертельный исход. Поэтому все лабораторные испытания двигателей внутреннего сгорания, работающих на метаноле, должны производиться только в вытяжных шкафах.

Категорически запрещается изготовление на метаноле каких-либо красителей, лаков и клеев.

Пролитый метанол должен быть немедленно смыт большим количеством воды.

К работе с метанолом могут быть допущены только лица, которые прошли специальный инструктаж.

Все лица, работающие систематически с этим спиртом, должны периодически проходить медицинский осмотр.

Хранится метанол в металлической или стеклянной посуде с герметической пробкой и надписью — ЯД.