Сделай Сам! make-1.ru
ГЛАВНАЯ Строительство Дома Ремонт Дома Швейные Машины Автомобиль Изделия
Обработка Древесины Обработка Металла Усилители и Антенны Нож своими руками Ремонт обуви Заправить картридж принтера Модели кораблей
Строительство Бани Строительство гаража Малярные работы Ремонт сантехники Строительство бассейнов Мебель Видео

Сделай сам модели кораблей

Инструмент для изготовления модели корабля

Обработка древесины при изготовления модели корабля

Металлы и их обработка при изготовлении модели корабля

Приспособления при изготовлении модели корабля

Теории в построении модели корабля

Главные размерения модели корабля

Формулы при проектировании модели корабля

Теоретический чертеж построения модели корабля

Глиссирующие модели корабля

Форма обводов корпуса глиссирующей модели корабля

Модель корабля на подводных крыльях

Способы постройки корпусов моделей кораблей

Изготовление Надстроек, Рубок и других деталей для моделей кораблей

Окраска моделей Кораблей

Резиномоторы для моделей кораблей

Гиромотор для модели корабля

Электродвигатели для моделей кораблей

Двигатели внутреннего сгорания для моделей кораблей

Управление двигателем на моделях кораблей

Эксплуатация двигателей внутреннего сгорания в моделях кораблей

Рецепты топливной смеси для двигателя модели кораблей

Запуск компрессионных двигателей моделей кораблей

Увеличение мощности двигателей моделей кораблей

Редукторы для моделей кораблей

Гальванические элементы для моделей кораблей

Кислотные аккумуляторы для моделей кораблей

Щелочные аккумуляторы для моделей кораблей

Серебряно-цинковые аккумуляторы для моделей кораблей

Гребной винт — движитель модели корабля

Элементы и геометрические соотношения гребного винта модели корабля

Примерный расчет гребных винтов для модели корабля

Технология изготовления гребных винтов для модели корабля

Определение шага гребного винта для модели корабля

Подбор гребного винта к модели корабля

Рулевое устройство модели корабля

Гироскоп для стабилизации курса модели корабля

Стабилизация курса модели корабля воздействием гироскопа

Электрическое управление рулем с помощью гироскопа в модели корабля

Магнитный стабилизатор курса модели корабля

Простейшие автоматы включения и выключения электродвигателей на моделях кораблей

Управление моделью корабля на расстоянии

Схема передатчика для управления моделью корабля на расстоянии

Семикомандный приемник для модели корабля

Регулировка и запуск моделей кораблей на воде

Регулировка модели кораблей на ходу

Организация соревнований Судомоделистов

Обозначение - Рангоут т его Элементы

Обозначения – Стоячий Такелаж Рангоута

Обозначения – Прямые Паруса

Обозначение – Бегущий Такелаж Рангоута

Обозначение – Косые Паруса

МОДЕЛЬ ЯХТЫ КЛАССА «П»

МОДЕЛЬ БОЛЬШОГО МОРСКОГО ОХОТНИКА

Loading

Регулировка моделей кораблей на ходу

Приступая к регулировке самоходных моделей надводных кораблей и судов на ходу, не следует запускать их сразу на всю дистанцию, так как в этом нет необходимости, да и не известно еще, как модель поведет себя. Она может свернуть в любую сторону, столкнуться с каким-либо посторонним предметом, выскочить на берег и даже затонуть.

Сначала проводятся так называемые пробные запуски не на полную дистанцию, а всего лишь на 1/4, 1/3 ее длины. Это сэкономит электроэнергию аккумуляторов и даст возможность больше произвести регулировочных запусков. Согласно правилам соревнований, каждая самоходная модель должна быть снабжена автоматом (таймером), который останавливает электродвигатель, когда это необходимо.

Пробные запуски самоходных моделей с двумя гребными винтами сначала лучше проводить без руля. Если модель отклоняется в сторону, то это говорит о том, что гребные винты имеют различный шаг. Уменьшением шага одного или увеличением шага другого винта можно добиться почти прямолинейного движения модели. Если на каждый гребной винт установлен индивидуальный двигатель, то уход модели в сторону можно объяснить различным количеством оборотов у двигателей. В этом случае поступают двояко: или уменьшают шаг гребного винта, двигатель которого делает больше оборотов или снижают напряжение электропитания на этот электродвигатель, т. е. уменьшают число оборотов его вращения.

После окончания регулировки модели на воде без руля вертикальный руль ставят на свое место и приступают к запуску модели на всю дистанцию. В этих запусках регулируется не только точность хождения модели по заданному курсу, но одновременно проверяется и ее масштабная скорость.

Чтобы была возможность перекладывать руль на малые углы, делаются специальные приспособления с фиксацией руля в любом нужном положении (рис. 159). Регулировку масштабной скорости можно производить прибавлением или уменьшением напряжения источника тока, питающего электродвигатель, т. е. добавлением или уменьшением элементов электропитания. Однако такой способ регулировки не всегда дает нужные результаты. Бывает и так: добавить всего один аккумулятор — модель идет с повышенной скоростью. Отсоединить его — скорость становится меньше допустимой.

 

Рис. 197. Схемы движения модели: А — с убывающей скоростью

Чтобы модель проходила свою дистанцию точно за масштабное время, опытные спортсмены вводят в цепь электропитания двигателя дополнительное переменное сопротивление (реостат) и с его помощью окончательно доводят регулировку. Это сопротивление обычно бывает не больше 8—10 Ом. Однако оно должно быть изготовлено из толстой высокоомной проволоки (лучше нихромовой), рассчитанной на прохождение электрического тока такой величины, которую потребляет электродвигатель, иначе оно будет сильно греться или вообще может перегореть. Реостат для моделей гражданских судов можно намотать проволокой диаметром 0,5—0,6 мм, а для моделей военных кораблей порядка 1—1,2 мм. Дело в том, что электродвигатели, установленные на моделях гражданских судов, потребляют ток 2—3 А, тогда как на моделях военных кораблей (где электродвигатели имеют мощность 130—150 Вт, обычно типа МУ-100) он достигает 10—15 А.

 

Рис. 197. Схемы движения модели: Б — с постоянной скоростью

Следует помнить, что все эти пробные запуски надо проводить на тихой воде. Однако во время соревнований может быть и ветер и волна. Как же быть в таких случаях? Некоторые спортсмены спешат перерегулировать модель, начинают перекладывать руль то вправо, то влево, но, как правило, из этого ничего не получается. Ведь за ветром не угонишься! Поэтому опытные моделисты во время тренировочных запусков никаких регулировок не производят, а лишь определяют величину отклонения модели в какую-либо сторону.

Делается это обычно так. Первый раз модель запускается, как и на тихой воде, в центральные ворота. Естественно, под воздействием ветра и волнения она отклоняется от заданного направления и вместо центральных ворот попадает в соседние. При последующем запуске это отклонение надо учесть и направить модель с упреждением, т. е. не в центральные ворота, а на какой-либо другой ориентир. Конечно, и в этом случае, несмотря на предпринятое упреждение, модель может не попасть в центральные ворота, но все же она пройдет ближе к ним. Так определяют величину упреждения, при которой модель ходит в центральные ворота. При дальнейших тренировках финишные ворота устанавливаются в другом направлении по отношению к ветру и волнам. Все запуски при различных направлениях ветра надо хорошо запоминать, зарисовывать или записывать.

 

Рис. 197. Схемы движения модели: В — с выключенным двигателем в точке В

А по приезде на соревнования в первую очередь необходимо обратить внимание, в каком направлении по отношению к ветру и волнам расположена дистанция и финишные ворота. Надо вспомнить или заглянуть в запись, найти в ней подходящий вариант, с каким упреждением надо будет запускать модель и продолжать тренировочные запуски уже на месте соревнований. Это долгий период тренировок, но он наиболее верный на пути к победе.

Если на модели установлен гироскопический стабилизатор курса, то все равно начинать тренировочные запуски надо без его включения.

Тренировочные запуски подводной лодки также следует начинать с проверки ее устойчивости на курсе в надводном положении. Изменяя установку положения вертикального руля, необходимо добиться ее прямолинейного движения. Горизонтальные рули в данном случае следует устанавливать горизонтально или на всплытие.

Когда регулировка модели на устойчивость курса будет закончена, приступают к запускам и регулировке лодки в подводном положении. Их надо начинать с малых расстояний (8—10 м), постепенно увеличивая дистанцию. Время прохождения модели регулируется с помощью реле времени или электромеханического автомата.

 

Рис. 197. Схемы движения модели: Д — с гидростатом

При первых запусках горизонтальные рули устанавливаются на малые углы погружения, постепенно их увеличивая, надо добиться, чтобы лодка опускалась под воду горизонтально без крена. Если она при погружении имеет большой дифферент на нос, то кормовые горизонтальные рули нужно немного повернуть в обратном направлении, на всплытие. Если модель подводной лодки первые 8—10 м стала проходить нормально, то можно будет с помощью реле прибавить время на прохождение 15, 20, 30 м, и так до полной дистанции.

Если модель подводной лодки при прохождении полной дистанции периодически всплывает, то угол установки на погружение носовых горизонтальных рулей надо увеличить. Следствием этого может оказаться и недостаточная загруженность балластом. Тогда на носовую часть палубы можно положить кусочек плоского свинца 30— 50 г и закрепить его пластилином. Если это не поможет, то можно увеличить количество свинца.

 

Рис. 197. Схемы движения модели: Г — с электромеханическим автоматом

Следует не забывать и о том, что погружающая сила горизонтальных рулей прямо пропорциональна квадрату скорости модели. Следовательно, если появилась необходимость увеличить скорость модели подводной лодки, то обязательно надо уменьшить углы установки горизонтальных рулей на погружение, а регулировку модели на ходу начать опять с малых дистанций.

Практикой установлено, что никогда не надо запускать модели надводных кораблей ни тем более подводных лодок на привязи, т. е. на нитке или леске. Надо оснащать их автоматами (таймерами), которые позволяют устанавливать любое время работы двигателя.

При регулировке моделей подводных лодок на ходу следует также помнить, что модель подводной лодки с резиновым двигателем идет под водой с так называемой падающей скоростью. Дело в том, что движущая сила винта (упор) на моделях с резиновым двигателем после их запуска быстро уменьшается.

Следовательно, уменьшается и скорость движения модели на дистанции, а вместе с этим уменьшается эффективность горизонтальных рулей. Дело в том, что на движущуюся лодку под водой действуют две силы: погружающая сила, возникающая на горизонтальных рулях, и подъемная сила, возникающая за счет остаточной плавучести, которая стремится все время вытолкнуть модель из воды. Причем подъемная сила все время остается постоянной, а погружающая уменьшается по мере падения скорости.

 

Рис. 197. Схемы движения модели: Е — механическая связь гидростата с кормовыми горизонтальными рулями

В какой-то момент погружающая сила окажется равной подъемной, и лодка в это время будет двигаться горизонтально. При дальнейшем уменьшении скорости подъемная сила становится больше погружающей и лодка всплывает. Таким образом, модель подводной лодки с резиновым двигателем идет под водой по плавной кривой (рис. 197, А).

Совершенно иначе ведет себя модель подводной лодки, оснащенная электродвигателем. Дело в том, что ее скорость за весь период прохождения дистанции, как и погружающая сила рулей, остается постоянной. Но если действует постоянная погружающая сила, то модель в воде будет перемещаться по параболе, пока не ляжет на грунт (рис. 197, Б).

Чтобы этого не случилось и чтобы модель подводной лодки всплывала там, где нужно юному корабелу, делают следующее.

На модели лодки устанавливают различные реле времени (таймеры), которые через определенное время разрывают цепь электропитания и выключают его.

 

Рис. 197. Схемы движения модели: Ж — соединение гидростата с контактами реле

Модель подводной лодки  с  такой  системой, двигаясь по параболе вниз,  после выключения электродвигателя начнет медленно (за счет запаса плавучести)   вертикально всплывать (рис. 197, В). Такая система не совсем удачна, так как лодка очень медленно всплывает.

Это положение можно улучшить, если какое-то реле времени, примерно на полпути движения модели подводной лодки, сначала включит в сеть электродвигателя дополнительное сопротивление или отключит часть электропитания, а уж затем остановит совсем электродвигатель. Модель с такой системой будет ходить под водой как и с резиновым двигателем (рис. 197, А), т. е. так называемой падающей скоростью.

Еще лучше будет, если на модели подводной лодки установить такой автомат, который через нужное время не только выключит электродвигатель, но одновременно с помощью соленоида переложит горизонтальные рули на всплытие. Лодка с такой системой буквально выскакивает из воды (рис. 197, Г). И, наконец, на модели подводной лодки можно установить автомат глубины (гидростат), связанный механически с кормовыми рулями (рис. 197, Д). Простейший гидростат изготовить нетрудно. Взять, например, баночку от гуталина без крышки, накрыть куском плоской резины и закрепить ее нитками. Затем в банке просверлить отверстие и впаять в него кусочек трубочки. Другой ее конец впаять в отверстие, просверленное в днище лодки.

Гидростат предварительно заполняется водой, и модель запускается. Если лодка начинает уходить на большую глубину, то возрастающее давление воды, действуя на резиновую мембрану, начинает ее выгибать наружу. А поскольку она связана с горизонтальными рулями, то перекладывает их на всплытие, и лодка начинает всплывать. При этом давление воды на мембрану уменьшается, мембрана возвращается в первоначальное положение, перекладывая тем самым горизонтальные рули на погружение.

Гидростат можно отрегулировать так (с помощью подбора резины различной толщины), что модель подводной лодки будет ходить под водой на любой глубине, то несколько всплывая, то вновь погружаясь, не доходя до поверхности воды и не уходя на большую глубину (рис. 197, Е).

По какой-либо причине может случиться, что усилие мембраны будет недостаточным для перекладки горизонтальных рулей. В таком случае можно «заставить» работать ее на контактную систему (рис. 197, Ж), которая должна быть связана с двумя соленоидами или двумя спаренными реле. Мембрана, замыкая укрепленный на ней средний контакт, поочередно с двумя другими контактами будет тем самым замыкать электроцепь и подавать ток в спаренные реле, связанные механически с горизонтальными рулями. Реле, срабатывая поочередно, будут перекладывать горизонтальные рули то на всплытие, то на погружение, удерживая лодку на заданной глубине.