Сделай Сам! make-1.ru

ГЛАВНАЯ

Строительство Дома

Ремонт Дома

Швейные Машины

Автомобиль

Изделия

Обработка Древесины

Обработка Металла

Усилители и Антенны

Нож своими руками

Ремонт обуви

Заправить картридж принтера

Модели кораблей

Строительство Бани

Строительство гаража

Малярные работы

Ремонт сантехники

Строительство бассейнов

Мебель

Видео

Сделай сам модели кораблей

Инструмент для изготовления модели корабля

Обработка древесины при изготовления модели корабля

Металлы и их обработка при изготовлении модели корабля

Приспособления при изготовлении модели корабля

Теории в построении модели корабля

Главные размерения модели корабля

Формулы при проектировании модели корабля

Теоретический чертеж построения модели корабля

Глиссирующие модели корабля

Форма обводов корпуса глиссирующей модели корабля

Модель корабля на подводных крыльях

Способы постройки корпусов моделей кораблей

Изготовление Надстроек, Рубок и других деталей для моделей кораблей

Окраска моделей Кораблей

Резиномоторы для моделей кораблей

Гиромотор для модели корабля

Электродвигатели для моделей кораблей

Двигатели внутреннего сгорания для моделей кораблей

Управление двигателем на моделях кораблей

Эксплуатация двигателей внутреннего сгорания в моделях кораблей

Рецепты топливной смеси для двигателя модели кораблей

Запуск компрессионных двигателей моделей кораблей

Увеличение мощности двигателей моделей кораблей

Редукторы для моделей кораблей

Гальванические элементы для моделей кораблей

Кислотные аккумуляторы для моделей кораблей

Щелочные аккумуляторы для моделей кораблей

Серебряно-цинковые аккумуляторы для моделей кораблей

Гребной винт — движитель модели корабля

Элементы и геометрические соотношения гребного винта модели корабля

Примерный расчет гребных винтов для модели корабля

Технология изготовления гребных винтов для модели корабля

Определение шага гребного винта для модели корабля

Подбор гребного винта к модели корабля

Рулевое устройство модели корабля

Гироскоп для стабилизации курса модели корабля

Стабилизация курса модели корабля воздействием гироскопа

Электрическое управление рулем с помощью гироскопа в модели корабля

Магнитный стабилизатор курса модели корабля

Простейшие автоматы включения и выключения электродвигателей на моделях кораблей

Управление моделью корабля на расстоянии

Схема передатчика для управления моделью корабля на расстоянии

Семикомандный приемник для модели корабля

Регулировка и запуск моделей кораблей на воде

Регулировка модели кораблей на ходу

Организация соревнований Судомоделистов

Обозначение - Рангоут т его Элементы

Обозначения – Стоячий Такелаж Рангоута

Обозначения – Прямые Паруса

Обозначение – Бегущий Такелаж Рангоута

Обозначение – Косые Паруса

МОДЕЛЬ ЯХТЫ КЛАССА «П»

МОДЕЛЬ БОЛЬШОГО МОРСКОГО ОХОТНИКА


Управление моделью корабля на расстоянии

Особое восхищение у зрителей вызывают маневры моделей кораблей, управляемых на расстоянии. Они совершают сложные эволюции, меняют направление движения, дают задний и передний ход, выходят в атаку, открывают артиллерийский огонь.

Все эти «приказы» могут передаваться на приемные и исполнительные автоматы модели корабля с помощью радио, световыми, гидроакустическими, тепловыми и другими сигналами. В этой главе рассказывается об устройстве радиопередатчика и радиоприемника сигналов для морских моделей. Пусть юных корабелов не смущают сложности аппаратуры.

Практика судомодельного спорта показала, что тысячи спортсменов-судомоделистов нашей страны своими руками делают эту аппаратуру.

Чтобы управляемый объект выполнил нужную эволюцию, ему по каналу связи передают   соответствующую команду. Структурная схема системы дистанционного управления с использованием радиоканала представлена на рис. 177.

Для управления моделями команды передают по нескольким каналам на одной несущей частоте. Такая система дистанционного управления именуется командной многоканальной радиолинией. Многоканальные радиолинии по способу разделения каналов на приемной стороне делятся на радиолинии с частотным, временным и кодовым разделением каналов.

 

Рис. 177. Структурная схема системы радиоуправления моделью: 1 — пульт-командодатчик; 2 — командный УКВ радиопередатчик; 3 — батарея электропитания; 4 — приемник радиокоманд; 5 — блок автоматики; 6 — батарея: электропитания приемника; 7 — батарея электропитания электродвигателей и блока автоматики.

Для управления моделями в основном применяются радиолинии с частотным разделением каналов, у которых напряжение несущей частоты передатчика модулируется вспомогательными, так называемыми поднесущими колебаниями. Каждому каналу соответствует своя поднесущая частота, которая, в свою очередь, модулируется передаваемым по данному каналу сигналом управления. Команды могут быть как дискретные, так и плавно меняющиеся.

В тех случаях, когда аппаратура многоканальной радиолинии предназначена для передачи конкретного числа команд, то ее принято называть по их числу, например «семикомандная аппаратура».

В приемнике после детектора устанавливается ряд селективных фильтров. С их помощью разделяют модулированные сигналы поднесущих частот по каналам, где они подвергаются демодуляции.

Колебания поднесущих частот в аппаратуре для управления моделями модулируются или по амплитуде, или по частоте.

Существуют и системы управления, где команды различают по признаку разной длительности посылок колебаний поднесущих частот.

В состав аппаратуры входят передатчик и шифратор с пультом — командодатчиком, радиоприемник с дешифратором за. блок автоматики.

Их задача: формировать, передавать, принимать и выделять команды и приводить в действие исполнительные механизмы.

В командных многоканальных радиолиниях с частотной селекцией сигналов управления моделями число каналов, как правило, не превышает 12.

Если в радиолинии одновременно передают команды по четырем-пяти каналам, то избавиться от взаимных помех уже нелегко. Причем в этом случае резко уменьшается дальность действия радиоуправления. Это объясняется тем, что в многоканальной радиолинии, с числом каналов п, когда все сигналы этих каналов модулируют несущую частоту одновременно, то глубина модуляции

100  0/ от каждого из них составит только

Существуют, однако, способы практически одновременной передачи двух команд без снижения глубины модуляции для каждого канала. Это обеспечивается путем передачи быстро чередующихся посылок двух каналов (частота чередования 50—100 Гц) за время одновременного нажатия двух кнопок. Такие системы чаще находят применение в авиамодельном спорте. Для судомодельного спорта вполне можно обойтись системами с последовательной передачей команд.

На спортивной радиоуправляемой модели корабля исполнительными механизмами являются ходовые электродвигатели и электродвигатели рулевых машинок и разнообразных подруливающих устройств, а также шкотовых лебедок на моделях яхт. В зависимости от того, для каких видов состязаний изготавливается конкретная модель, определяют требования к аппаратуре радиоуправления и к принципу передачи команд. Большинство спортсменов применяют простые системы аппаратуры радиоуправления. Для скоростных моделей с ходовым электродвигателем пригодна пятикомандная аппаратура с последовательной подачей команд: «Вперед», «Стоп», «Задний ход», «Лево руля», «Право руля».

Для радиоуправляемых моделей парусных яхт и скоростных моделей с ходовым двигателем внутреннего сгорания может быть применена четырехкомандная аппаратура с последовательной подачей команд. Для этих же моделей в ряде случаев будет оправдано применение более сложной многокомандной аппаратуры, обеспечивающей одновременную передачу двух команд, или аппаратуры с одним каналом пропорционального управления рулевым механизмом и несколькими каналами для разовых команд.

Для моделей с двигателями внутреннего сгорания находят применение системы с двумя каналами пропорционального управления. Для радиоуправления моделью, предназначенной для соревнований по прохождению сложного фигурного курса, необходима семикомандная аппаратура с последовательной подачей команд: «Вперед», «Стоп», «Задний ход», «Разворот влево», «Разворот вправо», «Лево руля», «Право руля».

При командах «Разворот влево» или «Разворот вправо» ходовые винты вращаются враздрай, т. е.  в разные стороны, в зависимости от того, куда необходимо развернуть модель, или же соответственно включаются подруливающие устройства. На таких моделях наряду с аппаратурой радиоуправления имеется блок автоматики, с помощью которого осуществляется управление работой электродвигателей и их реверсом в нужное время. В тех случаях, когда у юных корабелов возникнет желание построить демонстрационную многокомандную модель, то им не потребуется резко усложнять радиоаппаратуру. Специальный селекторный блок автоматики, управляемый одним каналом, обеспечит решение нужной задачи. О таком блоке будет рассказано в конце этой главы.

Какими предпосылками нужно руководствоваться юному корабелу при выборе фабричной аппаратуры или при самостоятельном ее изготовлении?

Какими должны быть режим работы и мощность излучения передатчика? Каким техническим требованиям должны удовлетворять передающая и приемная части аппаратуры?

Эти и другие вопросы встают перед юными корабелами, изготавливающими радиоуправляемую модель корабля.

Для радиоуправления моделями выделены частоты: 27,12 МГц, 28,0—28,2 МГц, 144—146 МГц.

Наиболее освоены частоты 27,12 МГц и 28,0—28,2 МГц.

Перед  самостоятельной   постройкой  или приобретением фабричной радиоаппаратуры должно быть оформлено разрешение через инспекцию электросвязи на право пользования передатчиком для управления моделями.

Разрешено использовать передатчики, мощность излучения которых не превышает 1 Вт, имеющих амплитудную модуляцию несущей частоты. Для радиоуправления моделями кораблей вполне приемлема мощность излучения передатчика, находящаяся в пределах 0,15—0,5 Вт.

Предпочтительнее такой режим работы передатчика, когда он в паузах между командами излучает колебания несущей частоты, которые могут быть и модулированы, но только нерабочим тоном. Этот режим позволяет повысить помехоустойчивость системы радиоуправления.

Промышленная и заслуживающая внимания самодельная аппаратура содержит многокаскадные передатчики, у которых задающий генератор имеет кварцевую стабилизацию частоты.

Бортовая часть системы радиоуправления моделями содержит приемник сигналов и дешифратор команд.

Несмотря на то, что с появлением транзисторов и миниатюрных радиодеталей появилась возможность создания малогабаритных и экономичных супергетеродинных радиоприемников, в аппаратуре для радиоуправляемых моделей продолжают доминировать сверхрегенеративные приемники.

Популярность последних обусловлена высокой чувствительностью, необходимой для уверенного приема сигналов управления на небольшую антенну, помехоустойчивостью, необходимой при размещении приемника в непосредственной близости от источников искровых радиопомех, простотой схемы, экономичным потреблением электроэнергии, несложностью регулировки, доступной радиолюбителям, нормальной работой при изменяющейся напряженности поля сигнала в месте приема.

Такие недостатки сверхрегенеративного приемника, как, например, широкая полоса пропускания, большой уровень шумов, а также нелинейные искажения, не играют большой роли для приемника команд управления моделями.

Широкая полоса приемника снижает требования к стабильности частоты передатчика, что позволяет иногда обойтись без кварцевой стабилизации частоты задающего генератора передатчика.

Применяя высокочастотные транзисторы, можно построить сверхрегенеративные приемники, надежно работающие в диапазоне частот от 20 МГц до 250 МГц.

Вышеизложенное не должно ставить под сомнение целесообразность применения приемников супергетеродинного типа. В тех случаях, когда имеется возможность собрать супергетеродинный приемник, это следует делать, поскольку он имеет ряд преимуществ перед сверхрегенеративным. Однако нужно иметь в виду, что для целей телеуправления супергетеродинный приемник должен иметь гетеродин с кварцевой стабилизацией частоты.

Выделение (дешифрация) команд в приемном устройстве в основном осуществляется с помощью избирательных по частоте электронных реле с низкочастотными резонансными контурами. Системы с резонансными реле ненадежны и в последнее время применяются редко.

Далее расскажем об аппаратуре, которую можно изготовить самостоятельно.