Сделай Сам! make-1.ru

ГЛАВНАЯ

Строительство Дома

Ремонт Дома

Швейные Машины

Автомобиль

Изделия

Обработка Древесины

Обработка Металла

Усилители и Антенны

Нож своими руками

Ремонт обуви

Заправить картридж принтера

Модели кораблей

Строительство Бани

Строительство гаража

Малярные работы

Ремонт сантехники

Строительство бассейнов

Мебель

Видео

Сделай сам модели кораблей

Инструмент для изготовления модели корабля

Обработка древесины при изготовления модели корабля

Металлы и их обработка при изготовлении модели корабля

Приспособления при изготовлении модели корабля

Теории в построении модели корабля

Главные размерения модели корабля

Формулы при проектировании модели корабля

Теоретический чертеж построения модели корабля

Глиссирующие модели корабля

Форма обводов корпуса глиссирующей модели корабля

Модель корабля на подводных крыльях

Способы постройки корпусов моделей кораблей

Изготовление Надстроек, Рубок и других деталей для моделей кораблей

Окраска моделей Кораблей

Резиномоторы для моделей кораблей

Гиромотор для модели корабля

Электродвигатели для моделей кораблей

Двигатели внутреннего сгорания для моделей кораблей

Управление двигателем на моделях кораблей

Эксплуатация двигателей внутреннего сгорания в моделях кораблей

Рецепты топливной смеси для двигателя модели кораблей

Запуск компрессионных двигателей моделей кораблей

Увеличение мощности двигателей моделей кораблей

Редукторы для моделей кораблей

Гальванические элементы для моделей кораблей

Кислотные аккумуляторы для моделей кораблей

Щелочные аккумуляторы для моделей кораблей

Серебряно-цинковые аккумуляторы для моделей кораблей

Гребной винт — движитель модели корабля

Элементы и геометрические соотношения гребного винта модели корабля

Примерный расчет гребных винтов для модели корабля

Технология изготовления гребных винтов для модели корабля

Определение шага гребного винта для модели корабля

Подбор гребного винта к модели корабля

Рулевое устройство модели корабля

Гироскоп для стабилизации курса модели корабля

Стабилизация курса модели корабля воздействием гироскопа

Электрическое управление рулем с помощью гироскопа в модели корабля

Магнитный стабилизатор курса модели корабля

Простейшие автоматы включения и выключения электродвигателей на моделях кораблей

Управление моделью корабля на расстоянии

Схема передатчика для управления моделью корабля на расстоянии

Семикомандный приемник для модели корабля

Регулировка и запуск моделей кораблей на воде

Регулировка модели кораблей на ходу

Организация соревнований Судомоделистов

Обозначение - Рангоут т его Элементы

Обозначения – Стоячий Такелаж Рангоута

Обозначения – Прямые Паруса

Обозначение – Бегущий Такелаж Рангоута

Обозначение – Косые Паруса

МОДЕЛЬ ЯХТЫ КЛАССА «П»

МОДЕЛЬ БОЛЬШОГО МОРСКОГО ОХОТНИКА


Способы постройки корпусов моделей кораблей

Одной из главных операций при постройке модели корабля является изготовление корпуса. Его можно сделать из различных материалов: целого куска дерева, склеенных досок, папье-маше, жести и стеклопластика.

Приступая к работе, юный корабел должен помнить, что правильно выполненные обводы корпуса обеспечивают хорошие мореходные качества модели.

Поэтому при постройке корпуса модели надо строго придерживаться теоретического чертежа и соблюдать последовательность операций выбранного способа.

Долбленый корпус моделей кораблей из целого бруска дерева

Для настольных и небольших самоходных моделей корабля корпус можно сделать из целого бруска дерева, который должен быть прямослойным без трещин и сквозных сучков. Если древесина сырая, ее необходимо просушить (выдержать) при комнатной температуре, но не у печки и не на солнце. Иначе ее может «повести» и даже «порвать».

Размеры бруска должны соответствовать наибольшим габаритам корпуса модели: длине, ширине и высоте борта. На одной из сторон бруска карандашом по линейке проводится линия диаметральной плоскости (плоскость, делящая корпус пополам по длине).

Потом брусок разбивается на шпации (расстояние между шпангоутами) и вычерчивается контур палубы (рис. 57). Обработав брусок топором и рубанком (по вычерченному контуру), надо вычертить форштевень и ахтерштевень модели и также обработать.

 

Рис. 57. Разметка бруска дерева.

Теперь по теоретическому чертежу на фанере надо вычертить транец, выпилить его лобзиком, помазать клеем и прибить гвоздиками к кормовой части болванки. На бортах болванки карандашом нанести линии расположения шпангоутов. Затем по шаблонам шпангоутов (рис. 58), вычерченным и вырезанным из фанеры, корпус доводится до нужных размеров с помощью напильника и шкурки.

После этого его выдалбливают изнутри. Сначала надо насверлить ряд отверстий по палубе и с помощью стамесок выбрать древесину (рис. 59). Толщину бортов следует оставить не менее 6—8 мм.

 

Рис. 58. Обработка корпуса по шаблонам шпангоутов.

Изготовление корпуса из склеенных досок. Для более крупных корпусов моделей, чтобы их не «повело», брусок лучше делать наборным. Можно предложить два варианта. Первый — корпус из горизонтально склеенных досок. Толщина их должна соответствовать расстоянию между ватерлиниями на теоретическом чертеже.

На каждой доске проводятся диаметральная линия, шпации, и вычерчивается соответствующий контур ватерлинии (рис. 60, А). Обработав доску по контуру ватерлинии снаружи, надо выпилить древесину изнутри, оставив край шириной 6— 8 мм (рис. 60, Б). Последняя доска (днищевая) изнутри не выпиливается. Обработанные доски склеиваются в пакет (рис. 61). Теперь достаточно будет срезать выступающие углы и довести обработку корпуса, применяя шаблоны (рис. 62), до нужных размеров.

 

Рис. 59. Выдалбливание корпуса модели.

Второй вариант — постройка корпуса из вертикально-склеенных досок (рис. 63). В этом случае на обработанных досках вычерчиваются батоксы с проекции теоретического чертежа «бок». Здесь также сначала обрабатывается каждая доска по внешнему контуру батокса и выпиливается внутренняя часть. Две крайние доски оставляются сплошными. Склеенные и просушенные доски обрабатываются, как и в предыдущем случае.

Применяя эти методы, можно намного упростить постройку корпусов модели, при этом получаются они более симметричными.

 

Рис. 60. Подготовка досок для корпуса модели: А — разметка досок; Б — обработка снаружи и выпиливание изнутри.

Наборный корпус корабля

Для изготовления   наборного корпуса можно было бы предложить несколько вариантов, но мы остановимся на более распространенном и рациональном — постройке корпуса на палубном настиле.

 

Рис. 61. Склеивание досок в пакет.

Сначала надо изготовить доску — стапель. Она должна быть хорошо отфугована. На доске необходимо провести диаметральную линию и разбить ее на шпации согласно теоретическому чертежу. Затем с чертежа проекции «полуширота» надо перечертить палубу на 2—3-мм фанеру и выпилить ее.

На палубе также следует наметить диаметральную линию и места установки шпангоутов, а затем сделать вырезы по бортам для закрепления в них шпангоутов. Палуба устанавливается на стапельной доске. Чтобы придать ей продольный прогиб, под нее подкладываются деревянные брусочки (рис. 64, А).

 

Рис. 62. Обработка корпуса по шаблонам шпангоутов.

Высота каждого брусочка берется с теоретического чертежа «вид сбоку» (рис. 64, Б). Для этого надо соединить прямой линией носовую оконечность корпуса с кормовой. Тогда расстояние между бортом палубы и проведенной линией на каждой шпации и будет высотой каждого брусочка. Брусочки надо прибить на стапельную доску, положить на них палубу и закрепить ее концы гвоздиками.

 

Рас.  63. Изготовление корпуса  по батоксам.

Теперь можно приступить к изготовлению шпангоутов. Для этого с теоретического чертежа (проекции «корпус») с помощью кальки или копировальной бумаги шпангоуты переносятся на фанеру толщиной 6—8 мм, затем выпиливаются лобзиком.

Края   выпиленных шпангоутов надо хорошо обработать напильниками и шкуркой. В верхней части шпангоутов (по бортам) оставляются шипы, которые будут вставляться в палубные вырезы (рис. 65). В нижней части шпангоутов вырезаются пазы для установки килевой рамы, которая вычерчивается по теоретическому чертежу проекции «бок» и выпиливается из 6—8-мм фанеры (рис. 66).

 

Рис. 64. Установка палубы на стапельной доске.

В носу и корме набора корпуса на величину одной или двух шпаций устанавливаются бобышки из досок мягких пород дерева (липа, ольха, тополь) (рис. 67). Бобышки обрабатываются по профилю корпуса рашпилем и наждачной бумагой.

 

Рис. 65. Шпангоут, подготовленный к установке на палубе.

Теперь соберем временно весь набор, для чего все шпангоуты вставим шипами в палубные пазы и скрепим все килевой рамой (рис. 68). Накладывая на шпангоуты стрингеры, можно разметить места установки. Их количество зависит от величины модели. Чем модель больше, тем больше стрингеров.

 

Рис. 66. Килевая рама и шпангоут.

Закончив разметку, весь набор надо разобрать и выпилить в шпангоутах и бобышках пазы для укладки стрингеров (рис. 69). Перед окончательной сборкой набора в палубе выпиливаются окна для доступа в модель, а все места стыков промазываются два-три раза нитроклеем и просушиваются.

Далее с помощью гзоздиков и клея, закрепляем все стрингеры. Сняв просохший набор корпуса со стапельной доски, обрабатываем его драчевым напильником и промазываем снаружи два-три раза нитроклеем. Теперь можно приступать к обшивке корпуса 1—1,5-мм фанерой или плотным картоном.

 

Рис. 67. Установка бобышки на килевой раме.

Листы обшивки приклеивают и прибивают гвоздиками. Когда корпус хорошо просохнет, гвоздики можно вынуть или притопить керном. Обработав корпус напильником и наждачной бумагой, его надо промазать 2—3 раза нитроклеем, чтобы в дальнейшем к нему прочнее пристала нитрошпаклевка. Для лучшей прочности его можно оклеить одним слоем стеклоткани, применяя смолу ПН-1 или ЭД-5.

 

Рис. 68. Часть собранного корпуса на стапеле. 

Корпус модели корабля из папье-маше

Очень просто построить корпус модели корабля из папье-маше. Он выклеивается из газетной бумаги по болванке, изготовленной одним из предыдущих методов.

Чтобы первые слои бумаги не приклеились к болванке корпуса, ее обмазывают тавотом или вазелином. Бумагу рвут на куски, примерно 60X80 мм. Резать ее ножницами не рекомендуется. Первые два-три слоя накладываются на болванку без клея, прямо на жировой слой. Клей лучше всего применять из картофельного крахмала. Кусочки бумаги накладываются внакрой, чтобы каждый следующий перекрывал предыдущий.

Для корпусов небольших размеров 700— 900 мм достаточно наклеить 9—11 слоев бумаги, чтобы получить толщину борта 2,5 — 3 мм. Клеить надо в несколько приемов. Наложив 3—4 слоя, следует дать им просохнуть. Затем, слегка зачистив наждачной бумагой, наклеить еще столько же. Этот процесс повторить несколько раз.

Сняв готовый корпус с болванки, в него необходимо вклеить 2—3 шпангоута и накрыть палубой. Потом все зашкурить и, применяя нитроклей, оклеить марлей или капроновым чулком. Затем корпус можно прошпаклевать и покрасить.

Корпуса модели кораблей из жести

 Самый простой способ изготовления металлического корпуса модели корабля — опаивание болванки небольшими кусочками луженой жести толщиной 0,3—0,4 мм. Для этого можно применить и железо (от консервных банок), а также тонкую латунь или медь. Кусочки могут быть различной величины в зависимости от сложности обводов корпуса. При всех случаях в носовой и кормовой частях модели они будут меньше, чем посредине, так как средняя часть корпуса имеет менее сложные обводы (рис. 70).

 

Рис. 69. Выпиливание пазов для укладки стрингеров.

Второй способ — опаивание корпуса по плоским шпангоутам, вырезанным из жести и уложенным на болванку (рис. 71). Лучше, если шпангоуты сделать тавровыми (Т-образными), так как они создают хорошую прочность корпусу. Изготавливаются такие шпангоуты следующим методом. На полоске жести шириной 20—24 мм (по ее середине) чертилкой проводится риска, и по ней полоска сгибается пополам.

Затем, отступя 5 мм от края согнутой части полоски, проводится вторая риска, по которой заготовка в тисках разгибается на две стороны и выравнивается киянкой (рис. 72). Перед установкой шпангоутов на болванку на ней необходимо сделать пропилы.

Для этого надо сложить несколько ножовочных полотен в пакет, по толщине равной ширине шпангоутов, причем среднее полотно должно выступать на 5—6 мм. Пропилы должны быть такими, чтобы шпангоуты были вровень с болванкой, это обеспечивает плавность обводов корпуса. Верхние их края прибиваются к болванке мелкими гвоздиками (рис. 73).

 

Рис. 70. Корпус, опаянный кусками жести.

Установив все шпангоуты на свои места, можно приступить к опайке корпуса полосками жести. Для каждого листа обшивки делается выкройка из бумаги. Вырезав по ней лист из жести, его надо уложить на свое место и «прихватить» оловом в 3—4 местах к шпангоутам, причем края листа должны только наполовину перекрывать шпангоут (рис. 74).

 

Рис. 71. Плоский шпангоут

Установив первый лист обшивки, вырезаются поочередно все остальные и также «прихватываются» к шпангоутам. Таким образом набирается весь корпус модели. После этого его надо обколотить киянкой, а затем уже как следует пропаять все стыки.

 

Рис. 72. Способ изготовления тавровых шпангоутов.

Перед снятием с болванки корпус тщательно обрабатывается напильником и шкуркой.

Теперь можно пропаять форштевень и ахтерштевень, а также установить в корпусе необходимое количество переборок, дейдвудов и гельмпортов. Вырезав в палубе необходимое количество окон для доступа к механизмам модели, она устанавливается на место и припаивается. Закончив пайку, надо обязательно промыть корпус раствором питьевой соды или теплой мыльной воды, чтобы удалить остатки кислоты. Перед грунтованием корпуса его рекомендуется протереть ацетоном или растворителем.

 

Рис. 73. Установка тавровых шпангоутов.

Корпуса кораблей из стеклопластика

 Для выклейки корпуса из стеклопластика применяются такие же болванки из дерева, сделанные одним из ранее описанных способов.

Готовую болванку надо тщательно обработать наждачной бумагой, зашпаклевать все ямки и трещины, а затем нанести на нее разделительный слой. Для этого можно использовать разогретый парафин, разжиженный керосином, или мастику для натирки паркетных полов.

 

Рис. 74. Опайка корпуса листами жести: А — тавровый шпангоут; Б — лист обшивки.

Надо проследить, чтобы поверхность болванки была хорошо покрыта разделительным слоем, иначе к ней может прилипнуть стеклоткань и снять ее будет невозможно. Выклеивают корпус полиэфирной смолой ПН-1 или эпоксидными смолами ЭД-5 и ЭД-6. Для смолы ПН-1 отвердительными компонентами являются нафтанат кобальта, которого добавляют к смоле 8%. и ускоритель (гипериз), его добавляют 3%. Нафтанат кобальта вводится в смолу первым. При пользовании эпоксидными смолами пластификатором является дибутилфтолат — 8 %, а утвердителен полиэтиленополиамин, его добавляют 10%.

Эпоксидные смолы немного гуще полиэфирных, и их рекомендуется разжижать толуолом или ацетоном, которых добавляется 8—10%. На болванку наклеивается 3—6слоев стеклоткани, в зависимости от ее толщины. Делается это следующим образом. Промазав болванку смолой, накладывается 1-й слой ткани и тщательно разравнивается. Затем промазывается снова и накладывается 2-й слой ткани.

Каждый слой надо хорошо прогладить, чтобы между ними не оставался воздух. Правильно разведенная смола затвердевает в течение 10—12 часов, так что на следующий день, не снимая корпуса с болванки, можно обработать его напильниками и шкуркой, а затем обработать шпаклевкой, изготовленной на основе той же смолы. Для этого в нее надо добавить наполнитель — тальк (детская присыпка). После обработки корпуса шкурками его снимают с болванки. А чтобы усилить прочность, вставляют 4—5 переборок. Затем той же смолой приклеивают палубу, предварительно сделав в ней вырезы для доступа к механизмам.