Сделай Сам! make-1.ru
ГЛАВНАЯ Строительство Дома Ремонт Дома Швейные Машины Автомобиль Изделия
Обработка Древесины Обработка Металла Усилители и Антенны Нож своими руками Ремонт обуви Заправить картридж принтера Модели кораблей
Строительство Бани Строительство гаража Малярные работы Ремонт сантехники Строительство бассейнов Мебель Видео

Ремонт обуви своими руками

Размеры стопы и голени

Детали обуви и способы их соединения

Обувные колодки

Назначение ремонта обуви

Способ производства кожаной обуви

Эксплуатационные дефекты кожаной обуви

Раскрой и разруб обувных материалов

Инструмент для ремонта обуви

Ремонт верха и подкладки обуви

Ремонт деталей подкладки обуви

Заплаты для обуви

Ремонт верха обуви при разрыве верхнего канта и окантовок верхнего края

Изменение формы и размеров обуви

Замена и установка фурнитуры и украшений на обуви

Ремонт низа обуви

Ремонт и замена каблуков и набоек обуви

Клеи для ремонта и замены подошв у обуви

Ремонт и замена подошв у обуви

Подбор колодок и надевание обуви на колодки

Нанесение клея на затяжную кромку верха или след обуви, подметки, рубцы или подошвы

Замена подошв и рантов в обуви ниточного метода крепления

Двухниточные скрепления деталей обуви

Однониточные скрепления деталей обуви

Ручное скрепление деталей обуви

Ремонт и замена подошв и рантов в обуви рантового метода крепления

Ремонт и замена подошв и рантов в обуви рантово-клеевого метода крепления

Ремонт и замена подошв в обуви прошивного метода крепления

Ремонт и замена подошв в обуви гвоздевого и деревянно-шпилечного методов крепления

Ремонт и замена каблуков

Ремонт каблуков и набоек

Замена резиновых и кожаных каблуков

Отделка отремонтированной обуви

Повседневный уход за обувью

Ремонт резиновой обуви

Ремонт валяной обуви

Кожа для обуви

Текстильные материалы для обуви

Резиновые пластины и детали низа обуви

Искусственные кожи для обуви

Картон для обуви

Пластмассовые детали для обуви

Клей для обуви

Металлическая фурнитура для обуви

Нитки для обуви

Текстильная фурнитура для обуви

Отделочные материалы для обуви

Краски для обуви

Обувные лаки

Отделочные материалы для обуви на восковой основе

Loading

Текстильные материалы для обуви

К текстильным материалам относят волокна, нити и состоящие из них материалы — ткани, трикотаж, нетканые полотна, искусственный мех. При изготовлении обуви используют многие виды текстильных материалов, а также нити и текстильную фурнитуру, относящуюся к вспомогательным материалам.

Текстильные волокна

По структуре текстильные волокна делятся на элементарные, т. е: не делящиеся в продольном направлении, и комплексные, состоящие из продольно скрепленных элементарных волокон.

Все текстильные волокна по происхождению делятся на натуральные и химические, а натуральные волокна в свою очередь на волокна растительного — целлюлозные (хлопок, лен и др.), животного — белковые (шерсть, шелк) и минерального (асбест) происхождения.

Химические текстильные волокна вырабатывают из природных или синтетических высокомолекулярных соединений. Первую группу волокон называют искусственными, вторую — синтетическими.

Хлопковые волокна

Представляют собой тонкие волоски, покрывающие семена хлопчатника. Из более тонких волокон можно получить пряжу более высокого качества. Хлопок состоит в основном из целлюлозы — устойчивого к действию влаги, тепла и микроорганизмов высокомолекулярного соединения. Хлопковые волокна являются основным сырьем для производства обувных тканей и ниток.

Льняные волокна

Вырабатывают из стеблей льна-долгунца. Применяют для производства обувных тканей и ниток.

Шерстяные волокна

Для производства текстильных материалов в основном применяют шерсть овец. Предел прочности при растяжении шерстяных волокон в два-три раза меньше предела прочности при растяжении хлопковых и льняных, однако более высокое удлинение способствует сохранению прочности изделий при эксплуатации.

Из шерстяных волокон изготовляют шерстяные и полушерстяные ткани, нетканые материалы для верха и подкладки обуви, а также трикотаж, фетр и войлок.

Натуральные шелковые волокна

Получают путем обработки коконов червей — тутовых шелкопрядов. Прочность волокон шелка близка к прочности хлопка, а растяжимость в два-три раза выше.

Шелк, как и шерсть, характеризуется низкой термостойкостью и высокой гигроскопичностью. Из шелка изготовляют ткани для женской модельной обуви, а также нитки для сборки заготовок верха обуви.

Вискозные и ацетатные волокна

 Вискозные волокна получают из целлюлозы щепы ели. Вискозные волокна имеют прочность, близкую к прочности хлопка.

Ацетатные волокна вырабатывают из ацетилцеллюлозы — продукта обработки целлюлозы.

Полиамидные волокна

К группе волокон, изготовляемых из полиамидов, относятся капрон, нейлон, анид, дедерон, силон, перлон. Эти волокна получают путем продавливания расплава или раствора полимера через калиброванное отверстие — фильеру. Полиамидные волокна имеют высокие прочность и сопротивление истиранию, низкие гигроскопичность и термостойкость, они стойки к гниению.

Полиэфирные волокна

 Типичным представителем этой группы волокон является полиэтилентерефталат, известный под названием лавсан. Лавсановые волокна имеют высокие показатели прочности, устойчивости к многократному изгибу, сопротивления истирания, но они менее растяжимы и гигроскопичны, чем полиамидные волокна.

Некоторые свойства лавсана сходны со свойствами шерсти, поэтому его часто используют вместо шерсти для удешевления ткани и придания ей водостойкости.

Полиакрилонитрилыше волокна

Волокна (нитрон, орлон, прелан) получают из расплава полиакрилонитрила. Свойства полиакрилонитрильных волокон сходны со свойствами шерсти, но в отличие от полиэфирных волокон первые значительно дешевле. Прочность их выше прочности натуральных и искусственных волокон.

Пряжа

Пряжа состоит из скрученных текстильных волокон. Прядение производят, когда волокно имеет небольшую длину. Нити из химических волокон имеют большую длину, поэтому прядение заменяется скручиванием нескольких нитей в одну.

В зависимости от типа волокон и назначения пряжи меняется способ прядения. Из хлопка вырабатывают пряжу карданного, гребенного и аппаратного прядения. Карданную пряжу применяют для производства обувных тканей, гребенную — для обувных ниток, аппаратную — для сукон и технических тканей.

Ткани

Ткани вырабатывают из пряжи и нитей различных видов путем переплетения их на ткацких станках в двух взаимно перпендикулярных направлениях. Для изготовления деталей обуви используют как специально разработанные ткани, так и ткани, предназначенные для одежды и технических целей.

Ткани разделяют по виду волокна, назначению, способу выработки, способу отделки и расцветке.

По виду волокна ткани делят на однородные, неоднородные и смешанные. К однородным относят ткани, которые выработаны из одного вида пряжи или нитей —хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, шелковые, а также ткани из синтетических и искусственных нитей.

Неоднородные ткани вырабатывают из различных нитей, например, основу - из хлопчатобумажных, уток — из капроновых.

Смешанные ткани изготовляют из смеси волокон, например, шерстяных и вискозных.

Все ткани по виду используемого волокна делят на хлопчатобумажные, льняные, полульняные, чисто- и полушерстяные, шелковые и полушелковые, синтетические.

По назначению различают обувные ткани для деталей верха обуви, подкладочные и Межподкладочные.

По способу выработки обувные ткани могут быть гладьевыми, фасонными, ворсовыми и многослойными.

Гладьевые ткани имеют гладкую поверхность, фасонные — рельефную, ворсовые — пушистый ворс. Многослойные ткани вырабатывают из нескольких систем нитей. Ткани, выработанные из разноцветных нитей, называются пестроткаными, а из разноцветных волокон — меланжевыми.

По способу отделки ткани делятся на суровые, беленые, гладкокрашенные (одноцветные) и набивные (с печатным рисунком).

Виды переплетений

Вид переплетения основы и утка определяет свойства и внешний вид тканей. Переплетения тканей делят на четыре класса: главные (простые) — полотняное, саржевое и атласное (сатиновое);мелкоузорчатые — производные простых переплетений; сложные — из нескольких систем нитей основы и утка, т. е. многослойные; крупноузорчатые — сочетание различных переплетений с образованием крупных узоров.

Переплетения изображают на клетчатой бумаге, принимая за нити основы вертикальные ряды, а за нити утка — горизонтальные. Квадраты, в которых основная нить находится над уточной, закрашивают. Повторяющийся рисунок ткани называют раппортом.

Полотняным переплетением (рис. 87а) вырабатывают бязь, ситец, равентух и другие хлопчатобумажные и льняные ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани имеют одинаковый рисунок. Частое переплетение нитей обеспечивает высокую прочность ткани.

Саржевым переплетением (рис. 876) изготовляют саржу, тик-саржу, спецдиагональ, бумазею-корд. В саржевых переплетениях основа и уток перекрываются через 2—4 нити. На тканях саржевого переплетения видны характерные диагональные полосы. По прочности они уступают полотняным тканям вследствие меньшей частоты переплетения, но тягучесть их больше.

Атласным (сатиновым) переплетением (рис. 87в) вырабатывают ластик, байку и сукно. В тканях атласного переплетения нить утка перекрывает 4—5 и более нитей основы, или наоборот. Если лицевая сторона ткани образована перекрытиями уточных линий, то переплетение называется сатиновым. Места перекрытия нитей удалены друг от друга, поэтому на ткани нет диагональных полос.

 

Рис. 87. Схемы переплетений: а — полотняного; б — саржевого;   в — атласного (сатинового)

 

Мелкоузорчатыми переплетениями вырабатывают репс, рогожку, молескин, усиленные баржу и сатин. Такие переплетения получают видоизменением полотняного, саржевого и атласного переплетений. Например, репсовое переплетение является разновидностью полотняного, в котором имеются удлиненные перекрытия нитей основы или утка. Переплетениерогожка— также разновидность полотняного переплетения, в котором одновременно две или три нити основы перекрывают столько же нитей утка.

Сложными переплетениями являются двойные, ворсовые и многослойные. Двухлицевое двойное переплетение образуется одной нитью основы и двумя нитями утка или наоборот. Ткани вельвет, бархат, плюш имеют на поверхности ворс, образованный при разрезании нитей утка или основы. Многослойным переплетением вырабатывают двух- и трехслойную кирзу.

Крупноузорчатые переплетения образуются на жаккардовых ткацких станках. Такие переплетения применяют для выработки декоративных тканей.

Ассортимент и качество тканей

Все ткани, применяемые для производства обуви, делят по назначению на ткани для верха, подкладки и промежуточных деталей.

Ткани используются для верха утепленной, прогулочной и домашней обуви. Хлопчатобумажные и льняные ткани для верха летней обуви должны быть устойчивыми к истиранию, прочными, легко формуемыми. Высокие требования предъявляют к внешнему виду тканей для верха обуви: рисунок переплетения не

должен искажаться на деталях обуви, окраска должна быть равномерной и яркой, устойчивой к сухому и мокрому трению.

Для верха домашней обуви применяют хлопчатобумажные, шерстяные и шелковые ткани. При этом важную роль играют эстетические и теплозащитные свойства тканей. Для утепленной обуви используют шерстяные и полушерстяные ткани.

Подкладочные ткани должны быть устойчивы к истиранию, обладать хорошими гигиеническими свойствами. Требования к внешнему виду подкладочных тканей по сравнению с требованиями к тканям для верха обуви значительно ниже. Детали подкладки обычно изготовляют из хлопчатобумажных тканей, а детали утепленной обуви — из полушерстяных и шерстяных тканей.

Ткани для верха утепленной обуви

 Верх утепленной обуви изготовляют дублированием двух или трех слоев материалов. Дублирование увеличивает толщину и улучшает теплозащиту. Для лицевого слоя дублированных систем используют обувные драпы и пальтовые ткани (сукно, бобрик), для подкладки — обувные байки, для изнаночного слоя — нетканые материалы.

Драп — это толстая тяжелая ткань с густым ворсом, состоящая из шерстяных волокон, иногда из их смеси с хлопковыми или вискозными волокнами.

Сукном называют однослойные шерстяные ткани полотняного переплетения с ворсовой поверхностью, на которой не виден рисунок переплетения.

Бобрик — чистошерстяная ткань с коротким ворсом на лицевой поверхности.

Среди пальтовых тканей для верха утепленной обуви наиболее широко применяют ткани типа «Рогожка», «Садко», «Аленка», «Юношеская», «Спорт» и т. д.

Для верха утепленной обуви типа лыжной также используют трехслойный материал: капроновая ткань + пенополиуретан + трикотажное полотно.

Ткани для верха прогулочной обуви

 Длительность и температурные условия эксплуатации прогулочной и утепленной обуви различаются, поэтому для верха прогулочной обуви используют как дублированные, так и одинарные материалы. Лицевым слоем дублированных материалов являются шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные ткани. Наиболее широко применяются пестротканые шерстяные ткани «Гномик», «Следок», «Регата», «Сеточка» и др.

Из шелковых тканей для изготовления верха прогулочной обуви используют ткани «Агат», «Отдых», «Звездочка», «Эра». Их разрывная нагрузка выше, чем у шерстяных тканей, а гигроскопичность ниже.

Из хлопчатобумажных тканей для верха прогулочной обуви широко применяют вельветы — ткани с ворсом в виде округлых продольных полосок, а также «Ионика», «Джинсовая», «Прогулочная», кирза двухслойная, «Капронит» и др.

Ткани для верха домашней обуви

Для верха домашней обуви используют шерстяные и шелковые ткани. Шерстяные ткани для верха домашней обуви имеют меньшую толщину и поверхностную плотность, чем ткани для утепленной обуви. Их дублируют подкладочным материалом без промежуточного слоя.

Для верха домашней обуви используются шелковые ткани «Майя», «Искорка», «Отдых», «Эра», «Агат» а также пестротканый бархат из синтетических волокон. Шелковые ткани для верха домашней обуви имеют худшие показатели механических свойств, чем ткани для верха прогулочной обуви.

Ткани для подкладки обуви.

 Для подкладки обуви в основном применяют отбеленные или светлоокрашенные хлопчатобумажные ткани, для утепленной — также шерстяные и полушерстяные ткани, искусственный мех на трикотажной основе.

Ткани для подкладки должны предохранять стопу от натирания швами, быть прочными и гибкими, иметь тягучесть, близкую к тягучести материалов для верха обуви, быть стойкими к истиранию, воздействию пота, влаги и тепла.

Наиболее широко для подкладки используют тик-саржу — отбеленную аппретированную ткань саржевого переплетения из хлопчатобумажной ткани. Тик-саржа имеет по основе высокую разрывную нагрузку и небольшое удлинение при разрыве. Разрывная нагрузка и сопротивление истиранию по утку значительно ниже, чем по основе, а удлинение выше. Кроме того, для повседневной обуви используют диагональ и тикластйк, для модельной — репс и саржу, для утепленной — байку, фланель и искусственный мех.

Хлопчатобумажную байку вырабатывают полотняным и саржевым переплетениями с двусторонним начесом. Несколько лучшие теплозащитные свойства имеют полушерстяная байка с утком из шерстяной пряжи и байка с утком из капроновой пряжи.

Для подкладки легкой обуви применяют также фланель — хлопчатобумажную ткань саржевого переплетения с двусторонним начесом. Фланель имеет меньшую массу, прочность, сопротивление истиранию, чем байка.

Ткани для промежуточных деталей обуви

 Промежуточные детали служат для придания верху обуви жесткости и уменьшения его тягучести или для образования кармана, в который вставляют задник или подносок. К промежуточным относят ткани для окантовывания краев деталей, образования второго слоякомбинированных рантовых стелек, изготовления вкладных стелек, полустелек и подпяточников, для дублирования материалов верха обуви.

Для межподкладки обычно применяют бязь и бумазею-корд — ткани полотняного или саржевого переплетения. Эти ткани имеют небольшое удлинение и низкую плотность. Бумазея-корд содержит большое количество аппретирующих веществ, придающих ей повышенную жесткость.

Для изготовления вкладных стелек применяют отбеленную аппретированную спецдиагональ саржевого переплетения.

Для окантовывания деталей верха обуви используют аппретированную полую ткань полотняного переплетения.

Для изготовления формованной губы комбинированных рантовых стелек применяют трехслойную кирзу. Эта ткань полотняного переплетения отличается большой поверхностной плотностью и разрывной нагрузкой.

Нетканые текстильные материалы

Нетканые текстильные материалы получили самое широкое распространение в производстве обуви. В отличие от тканей нетканые материалы изготовляют в три этапа: образование волокнистого холста из смеси волокон, соединение волокон, отделка.

Производство нетканых материалов

На первом этапе волокна хлопка, шерсти, вискозы, лавсана, капрона, полипропилена и их смеси очищают от примесей и разрыхляют. Затем волокна обрабатывают на чесальных машинах, в результате чего образуется ватка прочеса. Ватку прочеса собирают в многослойный пакет. Различают три вида волокнистого холста:

♦ волокна в слоях ориентированы в одном направлении — вдоль или поперек холста;

♦  волокна в слоях ориентированы в разных направлениях;

♦ волокна расположены беспорядочно. Второй этап — соединение волокон. Известно три

способа соединения волокон: клеевой, вязально-прошивной и иглопробивной.

При клеевом способе волокнистый холст проклеивают водными дисперсиями или пастами полимеров. Возможно также использование волокон из термопластичных полимеров, которые при горячем прессовании холста расплавляются и проклеивают всю массу. Клеевым способом изготовляют некоторые виды материалов для подкладочных и промежуточных деталей.

При вязально-прошивном способе используют холсты с волокнами, расположенными поперек холста, и прошивают их на вязально-прошивных машинах в продольном направлении. Таким образом, волокнистый холст закрепляется ниточным каркасом.

Вязально-прошивным способом изготовляют основу винили с кожи, а также нетканые материалы для верха и подкладки обуви.

При иглопробивном способе холст прокалывают иглами, иглы захватывают пучки волокон и, протаскивая их через холст, делают его более плотным.

Иглопробивным способом получают главным образом основы синтетических кож для верха и подкладки обуви.

Разновидностью нетканых материалов являются войлок и фетр. Войлок изготовляют из шерсти с добавкой хлопка, а также искусственных (вискозы) и синтетических (капрона) волокон.

При производстве фетра применяют более ценные виды шерсти.Иногда войлок и фетр изготовляют каркасными, т. е. в слой волокнистой массы закладывают тонкую и прочную ткань — рединку.

Вязально-прошивные нетканые материалы для подкладки утепленной обуви ворсуют, а для деталей верха обуви — красят и наносят печатный рисунок.

Ассортимент нетканых материалов

Нетканые материалы применяют для верха, подкладки и промежуточных деталей обуви. Войлок используют для верха, подошв и стелек домашней обуви, фетр — для верха утепленной обуви.

Наиболее широко применяют холсто- и нитепро-шивные полотна. Для снижения удлинения полотен они дублируются малорастяжимой подкладкой.

Для верха домашней обуви используют нетканые полотна типа шелковых и шерстяных тканей (по внешнему виду).

Для верха утепленной обуви используют нетканые материалы «Милиполь», «Малимо», а также войлок и фетр. Материалы применяют в дублированном виде. Трехслойные материалы состоят из нетканых полотен для верха и подкладки, соединенных пастой ПХВ или пенополиуретаном.

Для подкладки утепленной и домашней обуви применяют ворсовые нетканые полотна из смеси хлопковых и шерстяных волокон, прошитых хлопчатобумажной пряжей или капроновыми нитками (например, «Дружба», «Новинка», «Элегия»), материалы «Милиполь», «Малимо», «Маливатт», «Арахне».

Для промежуточных деталей обуви используют, как правило, клеевые нетканые полотна. Нетканые полотна, пропитанные термопластичными полимерами, применяются для межподкладки и межподблочников, а нетканый материал с однострочным точечном клеевым покрытием — для межподкладки.

Трикотажные полотна

Трикотажные полотна вырабатывают из хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых нитей или из пряжи, состоящей из смеси волокон. Трикотажные полотна (трикотаж) применяют для верха и подкладки обуви.

Трикотаж представляет собой систему нитей, изогнутых в петли, расположение и связь которых определяются переплетением. На рисунке 88 показана схема строения поперечно-вязанного трикотажного полотна. За элемент строения трикотажа принимают петлю, которая состоит из остова 1—4 и платинной дуги (протяжки) 4—6. Петли, расположенные по длине трикотажного полотна, образуют — петельный столбик, а петли, расположенные по ширине, петельный ряд. Расстояние между двумя соседними петлями по линии петельного ряда пазивают петельным шагом и обозначают буквой А. Расстояние между соседними петлями по линии петельного столбика называют высотой петельного ряда и обозначают буквой Б. По способу образования петельного ряда различают основовязанное и поперечно-вязаное трикотажные полотна. Трикотаж изготовляют одинарным или двойным переплетением.

В отличие от тканей, трикотажные полотна имеют высокую растяжимость и упругость. Растяжимость трикотажа в ширину значительно больше, чем в длину. Целесообразность использования трикотажных полотен для верха и подкладки обуви объясняется их высокой растяжимостью в длину. Трикотаж имеет меньшую прочность по ширине.

 

Рис. 88. Схема строения поперечно-вязаного трикотажа

 

Целесообразность использования трикотажных полотен для верха и подкладки обуви определяют их высокая растяжимость, хорошая формируемость, оригинальный внешний вид. Недостатками некоторых видов трикотажных полотен являются закручиваемость краев и распускаемость петель, трикотажные полотна двойного переплетения не закручиваются, а основовязального переплетения почти не распускаются.

Ассортимент обувных трикотажных полотен не очень широк.

Трикотажные полотна, кроме изготовляемых на кругловязальных машинах, имеют высокие удлинения при разрыве, вследствие чего их нужно дублировать в два или три слоя.

Для прогулочной обуви используют сеточное трикотажное полотно. Основоуточный кулирный трикотаж выглядит с изнанки как ткань.

Для верха домашней обуви применяют капроацетатное гладкое или ворсованное трикотажное полотно, дублированное пенополиуретаном и капроновым полотном.

Искусственный мех

Искусственный мех изготовляют на тканевой, нетканой или трикотажной основе обычно из натуральных волокон, а ворс — из химических.

Для выработки тканевой основы искусственного меха применяют хлопчатобумажную ткань полотняного или репсового переплетения, для ворса — лавсановые, вискозные и шерстяные волокна.

При прутковом способе производства искусственного меха основа состоит из трех систем нитей (основной, уточной и ворсовой). Слабо натянутая ворсовая нить образует петлю, в которую закладывается пруток.

После закрепления петли уточной нитью пруток удаляют. При своем движении пруток разрезает петлю. Для получения ворсовой нити применяют фасонную крученую пряжу из нитей разной крутки и извитости, поэтому жесткость, цвет, высоту и толщину ворса можно регулировать.

Искусственный каракуль и смушку изготовляют способом приклеивания завитой фасонной пряжи (синели) к ткани (миткалю, ситцу). Синель вырабатывают из капроновой нити или хлопчатобумажных швейных ниток. Клей изготовляют на основе полиизобутилена.

При выработке искусственного меха на трикотажной основе кулирной гладью в каждую петлю ввязывают пучок волокон, при выработке плюшевым переплетением увеличивают протяжки с изнаночной стороны.

Искусственный мех на тканевой основе имитирует такие натуральные меха, как каракуль, котик, медвежий, а на трикотажной основе - овчину, норку, лисицу, однако уступает им по теплозащитным свойствам.

На свойства искусственного меха влияют вид основы, способы получения ворса и соединения основы с ворсом. Искусственный мех на тканевой основе имеет меньшее удлинение и большую прочность, чем искусственный мех на трикотажной основе.

Искусственный мех применяют в качестве подкладки в зимней обуви, а также для отделки домашней обуви.