Сделай Сам! make-1.ru
ГЛАВНАЯ Строительство Дома Ремонт Дома Швейные Машины Автомобиль Изделия
Обработка Древесины Обработка Металла Усилители и Антенны Нож своими руками Ремонт обуви Заправить картридж принтера Модели кораблей
Строительство Бани Строительство гаража Малярные работы Ремонт сантехники Строительство бассейнов Мебель Видео

Ремонт обуви своими руками

Размеры стопы и голени

Детали обуви и способы их соединения

Обувные колодки

Назначение ремонта обуви

Способ производства кожаной обуви

Эксплуатационные дефекты кожаной обуви

Раскрой и разруб обувных материалов

Инструмент для ремонта обуви

Ремонт верха и подкладки обуви

Ремонт деталей подкладки обуви

Заплаты для обуви

Ремонт верха обуви при разрыве верхнего канта и окантовок верхнего края

Изменение формы и размеров обуви

Замена и установка фурнитуры и украшений на обуви

Ремонт низа обуви

Ремонт и замена каблуков и набоек обуви

Клеи для ремонта и замены подошв у обуви

Ремонт и замена подошв у обуви

Подбор колодок и надевание обуви на колодки

Нанесение клея на затяжную кромку верха или след обуви, подметки, рубцы или подошвы

Замена подошв и рантов в обуви ниточного метода крепления

Двухниточные скрепления деталей обуви

Однониточные скрепления деталей обуви

Ручное скрепление деталей обуви

Ремонт и замена подошв и рантов в обуви рантового метода крепления

Ремонт и замена подошв и рантов в обуви рантово-клеевого метода крепления

Ремонт и замена подошв в обуви прошивного метода крепления

Ремонт и замена подошв в обуви гвоздевого и деревянно-шпилечного методов крепления

Ремонт и замена каблуков

Ремонт каблуков и набоек

Замена резиновых и кожаных каблуков

Отделка отремонтированной обуви

Повседневный уход за обувью

Ремонт резиновой обуви

Ремонт валяной обуви

Кожа для обуви

Текстильные материалы для обуви

Резиновые пластины и детали низа обуви

Искусственные кожи для обуви

Картон для обуви

Пластмассовые детали для обуви

Клей для обуви

Металлическая фурнитура для обуви

Нитки для обуви

Текстильная фурнитура для обуви

Отделочные материалы для обуви

Краски для обуви

Обувные лаки

Отделочные материалы для обуви на восковой основе

Loading

Ремонт валяной обуви

Валяная обувь (валенки) отличается высокими теплозащитными свойствами. Различают грубошерстную и фетровую валяную обувь. Грубошерстную делят на тонкую, среднюю и утяжеленную. По отделке — на крашеную и некрашеную.

Размер валяного и фетрового сапога определяется его номером, который соответствует выраженной в сантиметрах длине следа внутри сапога. Выпускают обувь размерами от 13 по 32 с интервалом 1см. При увеличении длины следа на 1см увеличиваются обхват в пучках на 6 мм, в косом подъеме и голенище на 10мм.

Обувь выпускают:

♦ для детей дошкольного возраста — №№13—19;

♦ для детей школьного возраста — №№20—22;

♦ женская обувь — №№23—27;

♦  мужская обувь — №№26—32. Минимальная толщина подошв сапога колеблется в пределах от 7 до 15мм, головок — от 5,5 до 8мм, голенищ — в верхней части 3—4мм, средней 3—5мм, нижней 4,5—9мм, в области задника 6—13мм.

Утяжеленные и средние валяные сапоги носят в морозную погоду без галош. Износ их происходит в первую очередь по ходовой поверхности, большей частью неравномерно. Верх валяного сапога изнашивается медленнее, чем низ, но поскольку он значительно тоньше, то к моменту ремонта подошвы появляются проношенные, а иногда и сожженные при сушке места на голенищах и, в особенности, на заднике.

Сапоги грубошерстные тонкие и фетровые носят с галошами или к ним пришивают подошвы из кожи или резины, после чего они изнашиваются и ремонтируются как кожаная обувь.

Так как толщина всех видов валяной обуви значительно превышает толщину кожаной обуви, то при износе появляется значительная разница в толщинах изношенных и малоизношенных мест. Отличительной особенностью почти всех видов ремонта валяной обуви является вставка вкладышей в проношенные места. Только выровняв таким путем толщину, возможно приступить к постановке ремонтной детали: заплаты, напяточника, подошвы.

Основной материал для ремонта валяной обуви — войлок подошвенный. Подошвенный войлок делится на войлок для мужской, женской и детской обуви. Толщина войлока для мужской обуви должна быть не менее 13 мм, для женской и детской — 10мм. Подошвенный войлок сортируется по качеству на 1-й и 2-й сорт. Его выпускают обычно пластинами длиной 100—150 см, но могут быть и другие размеры пластин.

Иногда голенища изнощенных валяных сапог отрезают и используют в качестве ремонтного материала на вкладыши к проношенным местам подошвы, в отдельных случаях на заплаты и напяточники.

Подошвы из разрезанных старых голенищ делают в два слоя. Их подбирают так, чтобы общая толщина оказалась равномерной, с некоторым увеличением к носку.

Допускается составление внутреннего слоя из двух или трех кусков, причем место соединения может находиться на пяточной, геленочной, но не на подметочной части подошвы. Стык составляют путем спускания краев и накладывания их одного на другой. Части составной подошвы соединяют, пристрачивая их к цельному наружному слою.

Напяточники и заплаты выкраивают из кожи хромовой или юфтевой, толщиной не менее 0,8 мм; ранты, подошвы, подметки, рубцы выкраивают по тем же нормативам, что и при ремонте кожаной обуви.

Ремонт верха валяной обуви

При ремонте верха валяной обуви делают ушивки, пришивают заплаты и напяточники. Если на верхе имеются старые изношенные заплаты, их до ремонта удаляют ножом. При постановке заплаты проношенное насквозь место очищают от волокон, потерявших связь с основой сапога, придают дыре плавные очертания и спускают вокруг нее края на нет на ширине 10—12 мм. Подбирают материал для вкладыша (вметки), одинаковый по толщине со смежным участком сапога. Вырезают вкладыш, точно соответствующий форме и размеру подготовленного к заплате места с припуском 10—12 мм к размерам отверстия.

Припуск спускают на нет. Вкладыш (вметку) накладывают на место и пришивают проваренной льняной ниткой №7,5/5 через край однониточным, зигзагообразным обметочным швом при помощи шила-крючка, иголки или щетинки. Прокол должен дойти до половины толщины материала и захватить одновременно обе соединяемые детали. Длина стежков 10— 12 мм, расстояние между ними 5—6 мм. Шов следует туго утягивать, детали соединять заподлицо. Последний стежок закрепить узлом.

Заплаты можно ставить и из другого материала, например, из кожи или тонкого войлока. Заплату вырезают по форме и размеру вметки с круговым припуском 8—9 мм. Ее приклеивают к ремонтируемому месту резиновым клеем и пришивают к голенищу сквозным двухниточным ручным швом проваренной хлопчатобумажной ниткой №00, шилом-крючком, иголкой или щетинкой, длина стежков 3,5—5 мм. Допускается также пристрочка заплат без приклейки (рис. 81). В тонких местах голенища заплаты пришивают на швейной машине двухрядной строчкой. Шов должен проходить на расстоянии 2—3 мм от края заплаты. Если расстояние от края заплаты, до грани подошвы менее 10 мм, длину заплаты увеличивают, загибая ее за грань на ходовую поверхность подошвы на длину 8—10 мм и приметывают загнутый край к следу.

Если износ ремонтируемого участка не сквозной, также делается войлочная вметка для выравнивания толщины со смежными участками. Края вметки спускают на нет на ширине 20—30 мм. Прикрепляют вметку и пристрачивают заплаты так же, как и при сквозном износе.

 

Рис. 81. Разрез заплаты с вкладышем: 1 — голенище; 2 — заплата; 3 — вкладыш; 4 — обметочный шов; 5 — сквозный шов

 

Прикрепление вметок и заплат при сквозном и несквозном износе может быть выполнено нитроцеллюлозным клеем. Клей наносят дважды. После второй намазки заплату накладывают на обувь без сушки, прижимают рукой и проглаживают умеренно нагретым токмачом.

Ушивку урезанных или разорванных мест производят проваренной льняной ниткой №№7,5/5-7,5/6 зигзагообразным швом. Стянув края разреза, накладывают кожаную заплату и пришивают по краю двухниточным швом.

При износе задника выравнивают ножом края проношенного места прямым резом, без спуска. Подбирают по толщине материал и вырезают вкладыш по размеру отверстия также прямым резом без спуска. Вкладыш вставляют на место и пришивают проваренной льняной ниткой обметочным швом, как и при постановке заплаты, вырезают напяточник из кожи или тонкого войлока. Верхний край напяточника должен быть выше следа, оставленного галошей, на 12—15 мм; нижний край должен заходить на след обуви на 15-18 мм. Напяточник накладывают на место прикрепления, приметывают к валенку двумя стежками по верхнему краю и пришивают к сапогу сквозным двухниточным ручным швом проваренной хлопчатобумажной ниткой при помощи шила-крючка, иголок или щетины. Нижнюю кромку напяточника, загнутую за грань, приметывают к следу.

Ремонт низа вяленой обуви

При ремонте низа применяют как пришивной, так и клеевой способ.

Пришивной способ. Подбирают колодку нужного размера и фасона, надевают на нее обувь и закрепляют

на колодке двумя проволочными гвоздями, вбитыми в подъеме и заднике. По возможности для удобства работы заворачивают вверх голенища.

Если обувь оказалась слишком широкой, вырезают продолговатую полоску войлока посреди следа обуви прямым резом и сшивают края разреза однониточным обметочным (через край) швом (рис. 82). Когда валенок при носке сузился, его след также прорезают продольным резом посередине, вставляют кусок войлока, соответствующий толщине, и также пришивают обметочным однониточным швом к краям разреза. Длина стежка 16—18 мм, расстояние между стежками 10 мм. Соединение в стыке должно быть плотным. Шов околачивают молотком.

При наличии сквозного износа края изношенного места выравнивают ножом и спускают на нет на ширине 12—15 мм. Подбирают войлок, соответствующий толщине смежных участков следа, вырезают вкладыш в точном соответствии с формой и размером подготовленного места, спускают края на такой же ширине, как и на следе, вкладывают на место и пришивают обметочным швом проваренной льняной ниткой №№7,5/5—7,5/6 при помощи шила-крючка. Толщина следа после ремонта обуви должна быть не менее 6мм. Длина стежков 10—12 мм; последний стежок закрепляют узлом; шов околачивают молотком.

 

Рис. 82. Сшивание краев разреза обметочным швом

 

При необходимости ремонта подошв и набоек подбирают войлочные подошвы и набойки нужного размера и толщины, накладывают набойки на подошвы и прострачивают их проваренной льняной ниткой в восемь сложений на прошивной машине. При отсутствии оборудования прострочку подошв и набоек выполняют вручную проваренной льняной ниткой в восемь сложений №7,5/8 челночным швом шилом-крючком, длина стежков 8—10мм. Прострочка ведется тремя продольными швами; первый проходит по средней линии подошвы, второй и третий — вдоль края, на расстоянии 25мм от него и соединяются в

носочной и пяточной частях в замкнутую кривую (рис. 83).

Войлочные подошвы и стельки прострачивают для того, чтобы стянуть и уплотнить материал, предотвратить его растрепывание при носке. Прострочка большей частью выполняется на предприятиях, располагающих прошивной или тяжелой швейной машиной.

 

Рис. 84.   Пришивание войлочной подошвы к валяному сапогу за край: 1 — подошва; 2 — низ сапога; 3 — шов пришивки за край

 

Пришивание подошв с набойками к следу обуви является основной и наиболее трудоемкой операцией. Подошвы с набойками накладывают на след обуви и временно прикрепляют тремя проволочными гвоздями в носочной, геленочной и пяточной частях и пришивают к краю обуви (рис. 84). Шитье начинается в геленочной части с полевой стороны правой полупары и внутренней стороны левой полупары; шов ведут по направлению к носку и далее по часовое стрелке вокруг всего контура. Уколы шилом-крючком делают со стороны верха обуви на расстоянии 7—10 мм от грани и выводят шило со стороны подошвы на расстоянии 8—10 мм от уреза (считая положение уреза после обрезки).

При повторном ремонте проколы шилом делают на расстоянии 10—12 мм от грани и выводят шило со стороны подошвы на расстоянии 9—11 мм от уреза.

Шьют проваренной льняной ниткой в десять сложений, что достигается путем сложения двух ниток в пять сложений №7,5/5. Длина стежков 8-10 мм; шов должен быть хорошо утянут, а стежки должны утопать в войлоке. В пяточной части стежки должны захватывать подошву вместе с набойкой. Последний стежок закрепляется узлом. Шов должен образовать плавную линию без зигзагов.

 

Рис. 83. Швы прострочки войлочной подошвы

 

Пришивка подошвы к тонким сапогам может быть выполнена сквозным швом, проходящим внутри обуви (рис. 85). Для этого используют прошивную машину. После подготовки следа и подошвы подошву накладывают на след обуви, временно прикрепляют за край следа по одному стежку в носке и пятке и снимают с колодки.

Сапог с отвернутым голенищем надевают на рог прошивной машины и прошивают проваренной льняной ниткой в восемь сложений №9,5/8, начиная от перейм к носку, и далее вокруг всего сапога. Шов должен проходить на расстоянии 6—8мм от внутренней грани, длина стежка 10—12мм.

 

Рис. 85. Пришивание войлочной подошвы к валяному сапогу сквозным швом: 1 — подошва; 2 — низ сапога; 3 — сквозной шов

 

При отсутствии необходимого оборудования сквозную прошивку выполняют вручную челночным швом шилом-крючком. Сквозная прошивка подошв утяжеленной и средней обуви не дает хороших результатов, так как расстояние на подошве от уреза получается большим из-за толщины переда сапога, и край подошвы при носке отжимается от следа обуви.

Клеевое крепление войлочной подошвы

 Войлочные подошвы могут быть приклеены к валяной обуви нитроцеллюлозным или перхлорвиниловым клеем. Подготовительные операции: насадка на колодку, вметка вкладыша, прострочка подошв с набойками — выполняются так же, как и при пришивном креплении. Затем след обуви и неходовую поверхность подошвы взъерошивают, очищают щеткой от пыли и промазывают клеем; просушивают в течение 45—60 минут при температуре 18—20°С; затем клеевую пленку на подошве освежают растворителем или повторно намазывают клеем. Подошву наклеивают на след обуви, временно закрепляют двумя проволочными гвоздями и ставят под пресс не менее чем на 60 минут. Для прессования валяных сапог применяют клеевые прессы со специальными приспособлениями.

Войлочные подошвы с набойками, прикрепленными к следу нитками или клеем, обрезают по урезу ножом и отделывают по урезу на абразивном круге или шкуркой, затем удаляют гвозди временного крепления и снимают обувь с колодки.

Прикрепление кожаных и резиновых подошв к валяной обуви

Кожаную подошву пришивают обычно к фетровым или тонким сапогам, пользуясь рантовым методом. Ремонт верха, насадку обуви на колодку, подготовку следа выполняют обычным способом. Из увлажненной и провяленной стелечной кожи выкраивают рант толщиной 1,8—2 мм, шириной 14—16 мм. По внутреннему краю ранта делают спуск с лицевой стороны на ширине 5—6 мм, срезая до 1/3 толщины кожи, и пришивают его к следу обуви.

Простилают след, накладывают увлажненную и провяленную подошву, пришивают ее к ранту на машине или вручную, прикрепляют каблук и выполняют остальные пошивочные и отделочные операции в соответствии с технологией ремонта кожаной обуви.

Резиновую подошву прикрепляют преимущественно клеевым способом или горячей вулканизацией. Ремонт верха, насадку на колодки и подготовку следа выполняют так же, как и при прикреплении войлочной подошвы.

Для клеевого крепления вырезают из резины обводку шириной 20—25мм и обводят ею след обуви по всему контуру, прикрепляя обводку к следу утолщенной или средней обуви вручную за край валяного сапога, а к следу тонкой или фетровой обуви — вручную или на прошивной машине сквозным швом, проходящим внутрь сапога.

Для прикрепления резиновой подошвы способом горячей вулканизации подготовительные операции выполняют обычным порядком. Сапог снимают с деревянной колодки и подбирают пресс-форму требуемого размера. Внутрь сапога вкладывают металлическую пластину и надевают сапог на металлическую колодку.

След обуви формуют при помощи полого металлического валика, на след наносят резиновую мазь, изготовленную путем растворения в бензине каблучной резиновой смеси. Этой же мазью промазывают предварительно взъерошенную грань сапога до высоты 7—8 мм от следа. На нагретую до температуры 160— 170°С прессформу накладывают пласт не вулканизированной подошвенной резины, а на пяточную часть — пласт каблучной резины, имеющей набойки. Сапог ставят в прессформу и запрессовывают, заворачивая прессующий винт. Выступающие при прессовании излишки резины сразу снимают. Продолжительность прессований 6—8 минут. По окончании вулканизации обувь снимают с пресса, освобождают от колодки и удаляют металлическую пластину. При помощи ножа, шлифовальной шкурки и абразивного круга удаляют заусенцы резины.